Интерфакс-Украина
16:43 17.04.2025

Автор: ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

История с "хэппи эндом" или как удалось сохранить ветеранский бизнес на Киевском вокзале

4 мин читать
История с "хэппи эндом" или как удалось сохранить ветеранский бизнес на Киевском вокзале

Галина Янченко, народный депутат, председатель ВСК по вопросам защиты прав инвесторов 

 

Ещё несколько месяцев назад кофейня ветерана Дмитрия Целуйко могла исчезнуть. До полномасштабной войны, а если точнее — с 2012 года, он является владельцем кофейни "Франсуа", которая 12 лет успешно работала на территории Центрального железнодорожного вокзала "Киев-Пассажирский". Сам владелец кофейни — ветеран ВСУ, для которого война началась ещё в 2014 году.

Семейное дело, которое чуть не исчезло

Пока военный три года воевал на передовой, срок аренды помещения, где находилась его кофейня-пекарня, закончился, а само помещение перепрофилировали под другую деятельность согласно новому "генплану" вокзала. На месте кофейни должна была появиться книжная лавка, а новый арендатор должен был определяться на аукционе. К участникам аукциона предъявлялись определенные требования: участвовать могли только компании, которые уже имели сайты по продаже книг и как минимум одну книжную точку в Киеве. Это исключало возможность участия самого Дмитрия — даже несмотря на его готовность адаптировать кофейню под новый формат.

Именно тогда, в ноябре 2024 года, он обратился в Парламентскую спецкомиссию по вопросам защиты прав инвесторов. Мы оперативно подняли этот вопрос перед руководством вокзала и "Укрзализныци". Искренне благодарна Александру Перцовскому за то, что после нашего обращения он подключился к процессу, результатом которого стало открытие ветеранского заведения в новой — ещё лучшей локации.

"Укрзализныця" смогла найти на Киевском вокзале место и для книжного магазина — победителя аукциона, и для кофейни ветерана. Так, не на словах, а на деле "Укрзализныця" показала, насколько социально-ответственной она является.

И вот 15 апреля, спустя полгода после этих событий, кофейня Дмитрия вновь открылась на вокзале — под новым брендом Lviv Croissants, в новом формате, на новом месте. Это не просто кофейня. Это — мощное круглосуточное пространство с собственной выпечкой, 28 посадочными местами и позицией в меню "Железный круассан" — символом несокрушимости украинских воинов, железнодорожников и предпринимателей. Здесь работают военные, есть скидки для военных и ветеранов.

Эта история — о том, как бизнес, основанный ветераном, мог исчезнуть. Но благодаря своевременной и правильной коммуникации удалось сохранить не просто точку продажи кофе, а дело всей жизни человека, который защищал эту страну на передовой.

Ветеранский бизнес как явление

Почему это важно? Потому что после войны в Украину вернётся около миллиона ветеранов. Многим придётся начинать с нуля: искать себя, своё место в мирной жизни, заново строить планы. И очень часто — преодолевать психологические травмы, о которых мы пока ещё слишком мало говорим.

Возможность начать собственное дело для ветерана — это не просто экономическая самореализация. Для многих людей это может стать спасательным кругом: и чтобы обеспечивать себя и семью, и чтобы отвлечься от воспоминаний о войне, и чтобы почувствовать, что ты снова живёшь своей мирной жизнью.

Именно поэтому я являюсь соавтором законопроекта №10258 о ветеранском бизнесе и работаю над тем, чтобы он был принят как можно скорее. Одна из наших ключевых идей — разрешить ветеранам арендовать государственное и коммунальное имущество без аукционов, по крайней мере на период военного положения. Это небольшое, но принципиальное преимущество, которое может спасти десятки и сотни таких историй, как у Дмитрия.

В США ветеранское предпринимательство давно является важной частью государственной политики. Именно ветераны создали бренды, которые мы сегодня знаем во всём мире. Например, FedEx — один из крупнейших в мире логистических гигантов, основанный Фредериком Смитом, ветераном морской пехоты США.

Кстати, у Дмитрия есть коллеги среди американских ветеранов, которые тоже начинали свой бизнес с открытия кофейни после возвращения с войны. Позже эти бизнесы выросли в компании общенационального масштаба.

Например, Black Rifle Coffee Company (BRCC) — основана ветеранами спецподразделений США. Эта компания превратилась в настоящий бренд культуры и поддержки военных. Компания вышла на IPO, поддерживает тысячи ветеранов через трудоустройство и благотворительные инициативы. Часто привлекает ветеранов к работе и реинтеграции. Или Fire Department Coffee — американский бренд кофе, основанный бывшим пожарным и ветераном ВМС США.

 

В Штатах государство не просто говорит "спасибо", а предоставляет реальные инструменты: льготные кредиты, доступ к госзаказам, приоритет в закупках. И мы должны строить такую же систему в Украине — не на бумаге, а в реальной жизни.

Поэтому я продолжу делать всё возможное для того, чтобы законопроект о ветеранском бизнесе в Украине был принят как можно скорее. Потому что каждый такой бизнес — это маленькая победа. И шаг к той большой, над которой мы все работаем.

ПОСЛЕДНЕЕ

АНАСТАСИЯ ШУБА

White list vs Black list: что нового в закупках Министерства обороны Украины

СЕРГЕЙ КАПЛИН

Соглашение тысячелетия

ЕВГЕНИЯ БОЖКО

Как внедрение ПРРО влияет на детенизацию экономики

НИКОЛАЙ ФИЛОНОВ

Украина меняет Европу: (последний) шанс для Старого Света

МИХАИЛ ЦИМБАЛЮК

Денежная помощь семьям погибших гражданских: что меняет новый закон и почему это важно

АЛЕКСАНДР КАЛЕНКОВ

Металлургия - базовая отрасль промышленности, а не донор аграрной неэффективности на железной дороге

ВАЛЕРИЙ ЧУРКИН

Математика войны - это не только о количестве... или Почему сверхважно провести унификацию БПАК

ВИКТОРИЯ ВАСИЛЬЧУК

Украинские архивы "под прицелом": как россия ворует нашу историческую память

ЯРНО ХАБИХТ МУНИР МАМЕДЗАДЕ

Вакцинация — защита будущего Украины — cтойкость во время войны и прививки от смертельных болезней

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Окно возможностей для Украины и Польши: как восстановить взаимное доверие благодаря цифровым технологиям

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА