Интерфакс-Украина
09:21 14.02.2022

Автор: АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО

Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

4 мин читать
Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

Андрей Николаенко, народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

На протяжении всей моей депутатской каденции я сознательно боролся с представителями госвласти, которые по отношению к экономике используют людоедский принцип "чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить". Обычно подобными инструкциями пользуются в своей деятельности Минфин и Налоговая. И это понятно, потому что они не создают добавленной стоимости, а заточены под увеличение бюджетных поступлений любой ценой: здесь и сейчас. Поэтому тем большее разочарование я чувствую, когда вижу законодательные инициативы с этой же идеологией от представителей депутатского корпуса. В частности, имею в виду проект №7038 авторства главы нашего финансового Комитета ВР Гетманцева относительно увеличения фактически на 70% ренты за добычу украинского природного газа.

Проект предлагает установить дифференцированную рентную плату за добычу газа. Принцип дифференциации следующий – чем выше цена реализации газа, тем выше процентная ставка ренты. При этом во избежание спекуляций с ценами стоимость газа будет определяться по большей из трех величин: средней таможенной стоимости импортного природного газа, стоимости природного газа на европейских хабах, стоимости природного газа на украинских товарных биржах. Я понимаю, что тема возникновения экстра-маржи, которую добывающие компании начали получать из-за стремительного роста цены продажи природного газа, не могла оставить в стороне представителей монобольшинства. Тем более – когда Президент фонтанирует идеями о "тысяче", "полутысячи" и тем более – о нескольких миллионах смартфонов для пенсионеров. Потому что все это – новые средства, которые власти нужно еще где-то найти. Даже больше! Идея дополнительного налогообложения сверхдоходов от добычи полезных ископаемых действительно используется во многих развитых странах мира. Но есть одно существенное "но" – такими налогами обычно облагаются сверхприбыли в странах брутто-экспортерах ископаемых. И именно для налогообложения таких сверхприбылей в этих странах формируются разнообразные фонды будущих поколений.

А Украина, из-за последовательных провалов в экономической политике на протяжении Независимости, так и не смогла стать брутто-экспортером природного газа. И если наложить предложенные дифференцированные ставки ренты на текущую ценовую конъюнктуру рынка, такие налоговые предложения потенциально приведут к резкому увеличению налогообложения газодобывающих компаний. По данным Украинской энергетической биржи, приведенная стоимость природного газа на европейских хабах к границе Украины (без НДС) с начала текущего года не снижалась ниже отметки в 24,3 тыс. грн за 1000 куб.м. В таких условиях отрасль добычи газа получит значительный, в диапазоне 2,3-7,6 раза рост налоговой нагрузки: 46-69% вместо 6-29%.

Что это значит для отрасли? По предварительным оценкам, рост ставок ренты при сохранении текущих цен приведет к необходимости уплаты в бюджет минимум дополнительных 48 млрд грн. Такая экспроприация способна привести к разрушению отрасли, к прекращению каких-либо частных инвестиций в украинскую газодобычу. Но даже это еще не вся катастрофа. Тяжелее налоговое бремя упадет на государственный сектор, а именно на АО "Укргаздобыча", которое в 2021 году добыло 13,67 млрд куб.м газа или около 70% от общей добычи газа в стране. По данным финансовой отчетности компании за 9 месяцев 2021 года, финансовый результат до налогообложения (прибыль) составлял 26,69 млрд. грн. Поэтому, в случае применения предложенных ставок ренты, "Укргаздобыче" нужно было бы оплатить более 30 млрд грн рентных платежей. Что потенциально ставит государственную компанию на грань банкротства, а значит, создаст значительные риски для энергетической безопасности Украины.

Вместе с этим, налог на прибыль уже учитывает и облагает налогом в том числе и сверхприбыли. То есть возникает ситуация своеобразного двойного налогообложения – сначала на уровне добычи газа, затем на уровне получения финансового результата. Я уже не говорю даже о таких правовых "мелочах", как предложение вступления в силу проекта с 1 апреля 2022 года. Кто из властей уже вспоминает сегодня о таких нюансах, как принцип стабильности налогового законодательства? Этот законопроект – яркий пример того, как популистские прихоти представителей власти ставятся выше объективных условий функционирования экономики и возможностей ее ресурсной базы. Поэтому надеюсь, что этот законопроект не выйдет за стены парламента и не приведет к коллапсу энергетической безопасности Украины.

ПОСЛЕДНЕЕ

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Более 80 миллиардов потерь: как война сменила украинский агросектор

НАТАЛИЯ АЛЮШИНА

Факторы управленческой способности. Чему учат три года войны в Украине

ВАЛЕРИЙ КОНДРАТЮК

От "стамбульских соглашений" до российско-американских переговоров в Эр-Рияде

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Российские "сигналы к миру": удар по ЧАЭС и новый уровень эскалации

АЛЛА ЦЫМАНОВСКАЯ

"Правило Болар": как оно повлияет на украинские и иностранные фармкомпании?

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Зачем Минприроды разрабатывает Концепцию развития охоты? Чтобы лучше убивать животных?

ИРИНА ДИДЕНКО

Боевые медики в плену: что важно знать о правах и обязанностях, предусмотренных международным гуманитарным правом

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ

Как привлечь в украинскую армию от 300 до 800 тысяч добровольцев: проект реформы системы мобилизации

ЕВГЕНИЙ КУДРЯВЕЦ

Образование как стратегическая инвестиция: новые подходы государственного финансирования

ВИКТОР СЕРДЮК

Остановить конвейер смерти

РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА