Интерфакс-Украина
09:21 14.02.2022

Автор: АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО

Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

4 мин читать
Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

Андрей Николаенко, народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

На протяжении всей моей депутатской каденции я сознательно боролся с представителями госвласти, которые по отношению к экономике используют людоедский принцип "чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить". Обычно подобными инструкциями пользуются в своей деятельности Минфин и Налоговая. И это понятно, потому что они не создают добавленной стоимости, а заточены под увеличение бюджетных поступлений любой ценой: здесь и сейчас. Поэтому тем большее разочарование я чувствую, когда вижу законодательные инициативы с этой же идеологией от представителей депутатского корпуса. В частности, имею в виду проект №7038 авторства главы нашего финансового Комитета ВР Гетманцева относительно увеличения фактически на 70% ренты за добычу украинского природного газа.

Проект предлагает установить дифференцированную рентную плату за добычу газа. Принцип дифференциации следующий – чем выше цена реализации газа, тем выше процентная ставка ренты. При этом во избежание спекуляций с ценами стоимость газа будет определяться по большей из трех величин: средней таможенной стоимости импортного природного газа, стоимости природного газа на европейских хабах, стоимости природного газа на украинских товарных биржах. Я понимаю, что тема возникновения экстра-маржи, которую добывающие компании начали получать из-за стремительного роста цены продажи природного газа, не могла оставить в стороне представителей монобольшинства. Тем более – когда Президент фонтанирует идеями о "тысяче", "полутысячи" и тем более – о нескольких миллионах смартфонов для пенсионеров. Потому что все это – новые средства, которые власти нужно еще где-то найти. Даже больше! Идея дополнительного налогообложения сверхдоходов от добычи полезных ископаемых действительно используется во многих развитых странах мира. Но есть одно существенное "но" – такими налогами обычно облагаются сверхприбыли в странах брутто-экспортерах ископаемых. И именно для налогообложения таких сверхприбылей в этих странах формируются разнообразные фонды будущих поколений.

А Украина, из-за последовательных провалов в экономической политике на протяжении Независимости, так и не смогла стать брутто-экспортером природного газа. И если наложить предложенные дифференцированные ставки ренты на текущую ценовую конъюнктуру рынка, такие налоговые предложения потенциально приведут к резкому увеличению налогообложения газодобывающих компаний. По данным Украинской энергетической биржи, приведенная стоимость природного газа на европейских хабах к границе Украины (без НДС) с начала текущего года не снижалась ниже отметки в 24,3 тыс. грн за 1000 куб.м. В таких условиях отрасль добычи газа получит значительный, в диапазоне 2,3-7,6 раза рост налоговой нагрузки: 46-69% вместо 6-29%.

Что это значит для отрасли? По предварительным оценкам, рост ставок ренты при сохранении текущих цен приведет к необходимости уплаты в бюджет минимум дополнительных 48 млрд грн. Такая экспроприация способна привести к разрушению отрасли, к прекращению каких-либо частных инвестиций в украинскую газодобычу. Но даже это еще не вся катастрофа. Тяжелее налоговое бремя упадет на государственный сектор, а именно на АО "Укргаздобыча", которое в 2021 году добыло 13,67 млрд куб.м газа или около 70% от общей добычи газа в стране. По данным финансовой отчетности компании за 9 месяцев 2021 года, финансовый результат до налогообложения (прибыль) составлял 26,69 млрд. грн. Поэтому, в случае применения предложенных ставок ренты, "Укргаздобыче" нужно было бы оплатить более 30 млрд грн рентных платежей. Что потенциально ставит государственную компанию на грань банкротства, а значит, создаст значительные риски для энергетической безопасности Украины.

Вместе с этим, налог на прибыль уже учитывает и облагает налогом в том числе и сверхприбыли. То есть возникает ситуация своеобразного двойного налогообложения – сначала на уровне добычи газа, затем на уровне получения финансового результата. Я уже не говорю даже о таких правовых "мелочах", как предложение вступления в силу проекта с 1 апреля 2022 года. Кто из властей уже вспоминает сегодня о таких нюансах, как принцип стабильности налогового законодательства? Этот законопроект – яркий пример того, как популистские прихоти представителей власти ставятся выше объективных условий функционирования экономики и возможностей ее ресурсной базы. Поэтому надеюсь, что этот законопроект не выйдет за стены парламента и не приведет к коллапсу энергетической безопасности Украины.

ПОСЛЕДНЕЕ

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Аграрная торговля Украина-ЕС: факты для честного диалога

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА