09:21 14.02.2022

Автор: АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО

Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

4 мин читать
Чрезмерные аппетиты "газовых рантье" от власти оставят Украину без собственной газодобычи

Андрей Николаенко, народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

На протяжении всей моей депутатской каденции я сознательно боролся с представителями госвласти, которые по отношению к экономике используют людоедский принцип "чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить". Обычно подобными инструкциями пользуются в своей деятельности Минфин и Налоговая. И это понятно, потому что они не создают добавленной стоимости, а заточены под увеличение бюджетных поступлений любой ценой: здесь и сейчас. Поэтому тем большее разочарование я чувствую, когда вижу законодательные инициативы с этой же идеологией от представителей депутатского корпуса. В частности, имею в виду проект №7038 авторства главы нашего финансового Комитета ВР Гетманцева относительно увеличения фактически на 70% ренты за добычу украинского природного газа.

Проект предлагает установить дифференцированную рентную плату за добычу газа. Принцип дифференциации следующий – чем выше цена реализации газа, тем выше процентная ставка ренты. При этом во избежание спекуляций с ценами стоимость газа будет определяться по большей из трех величин: средней таможенной стоимости импортного природного газа, стоимости природного газа на европейских хабах, стоимости природного газа на украинских товарных биржах. Я понимаю, что тема возникновения экстра-маржи, которую добывающие компании начали получать из-за стремительного роста цены продажи природного газа, не могла оставить в стороне представителей монобольшинства. Тем более – когда Президент фонтанирует идеями о "тысяче", "полутысячи" и тем более – о нескольких миллионах смартфонов для пенсионеров. Потому что все это – новые средства, которые власти нужно еще где-то найти. Даже больше! Идея дополнительного налогообложения сверхдоходов от добычи полезных ископаемых действительно используется во многих развитых странах мира. Но есть одно существенное "но" – такими налогами обычно облагаются сверхприбыли в странах брутто-экспортерах ископаемых. И именно для налогообложения таких сверхприбылей в этих странах формируются разнообразные фонды будущих поколений.

А Украина, из-за последовательных провалов в экономической политике на протяжении Независимости, так и не смогла стать брутто-экспортером природного газа. И если наложить предложенные дифференцированные ставки ренты на текущую ценовую конъюнктуру рынка, такие налоговые предложения потенциально приведут к резкому увеличению налогообложения газодобывающих компаний. По данным Украинской энергетической биржи, приведенная стоимость природного газа на европейских хабах к границе Украины (без НДС) с начала текущего года не снижалась ниже отметки в 24,3 тыс. грн за 1000 куб.м. В таких условиях отрасль добычи газа получит значительный, в диапазоне 2,3-7,6 раза рост налоговой нагрузки: 46-69% вместо 6-29%.

Что это значит для отрасли? По предварительным оценкам, рост ставок ренты при сохранении текущих цен приведет к необходимости уплаты в бюджет минимум дополнительных 48 млрд грн. Такая экспроприация способна привести к разрушению отрасли, к прекращению каких-либо частных инвестиций в украинскую газодобычу. Но даже это еще не вся катастрофа. Тяжелее налоговое бремя упадет на государственный сектор, а именно на АО "Укргаздобыча", которое в 2021 году добыло 13,67 млрд куб.м газа или около 70% от общей добычи газа в стране. По данным финансовой отчетности компании за 9 месяцев 2021 года, финансовый результат до налогообложения (прибыль) составлял 26,69 млрд. грн. Поэтому, в случае применения предложенных ставок ренты, "Укргаздобыче" нужно было бы оплатить более 30 млрд грн рентных платежей. Что потенциально ставит государственную компанию на грань банкротства, а значит, создаст значительные риски для энергетической безопасности Украины.

Вместе с этим, налог на прибыль уже учитывает и облагает налогом в том числе и сверхприбыли. То есть возникает ситуация своеобразного двойного налогообложения – сначала на уровне добычи газа, затем на уровне получения финансового результата. Я уже не говорю даже о таких правовых "мелочах", как предложение вступления в силу проекта с 1 апреля 2022 года. Кто из властей уже вспоминает сегодня о таких нюансах, как принцип стабильности налогового законодательства? Этот законопроект – яркий пример того, как популистские прихоти представителей власти ставятся выше объективных условий функционирования экономики и возможностей ее ресурсной базы. Поэтому надеюсь, что этот законопроект не выйдет за стены парламента и не приведет к коллапсу энергетической безопасности Украины.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА