Интерфакс-Украина
14:31 04.12.2025

НКРЭКУ планирует в пятницу утвердить тариф "Укрэнерго" на передачу на 2026 г. в размере 785,39 грн/МВт*ч

5 мин читать
НКРЭКУ планирует в пятницу утвердить тариф "Укрэнерго" на передачу на 2026 г. в размере 785,39 грн/МВт*ч

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), планирует в пятницу утвердить тариф НЭК "Укрэнерго" на передачу электроэнергии в 2026 году в размере 785,39 грн/МВт*ч (здесь и далее - без НДС), что на 99,16 грн/МВт*ч, или на 14,4%, выше действующего в 2025 году.

Для предприятий "зеленой" электрометаллургии тариф планируется утвердить на уровне 427,14 грн/МВт*ч - его рост составляет 67,59 грн/МВт*ч, или 18,8%.

Тариф на услуги по диспетчеризации планируется на уровне 110,03 грн/МВт*ч, что на 11,06 грн/МВт*ч или 11,18% выше действующего тарифа.

Проекты соответствующих постановлений размещены на сайте регулятора до запланированного на 5 декабря заседания, где их планируется принять.

Необходимый доход (прогнозируемые расходы) в структуре тарифа НЭК на передачу на 2026 год составляет 74,17 млрд грн.

Наибольшую долю в тарифе на передачу занимает объем специальных обязанностей по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников энергии - 358,25 грн/МВт*ч.

Всего на э/э для промышленной ВИЭ-генерации и СЭС домашних хозяйств планируется потратить 33,8 млрд грн, из которых соответственно 24 млрд грн и 9,7 млрд грн. Еще 116,6 млн грн из этих средств рассчитано на поставщика "последней надежды".

По сравнению с расчетом тарифа на передачу на 2025 год расходы на 2026 год по ПСО для производителей э/э по зеленому тарифу рассчитаны с увеличением на 1,6 млрд грн (было почти 32,2 млрд грн). При этом запланировано уменьшение объема расходов для промышленной ВИЭ-генерации на 1,2 млрд грн и увеличение для домСЭС - на 2,8 млрд (было 6,9 млрд грн).

Кроме того, по расчету НКРЭКУ, должны вырасти расходы "Укрэнерго" на услугу уменьшения нагрузки для производителей по зеленому тарифу или аукционной цене - с 0,6 млрд грн в 2025 году до 2,2 млрд грн в 2026 году.

Еще одна существенная статья расходов - покупка э/э для компенсации технологических потерь - 15,7 млрд грн. Прогнозируемая цена покупки такого ресурса, в частности на рынке "на сутки вперед" заложена в размере 6,07 тыс. грн/МВт*ч.

Объем передачи рассчитан в 94,8 млн МВт*ч, что почти на 3,8 млн МВт*ч меньше показателя 2025 года (98,6 млн МВт*ч). При этом необходимый доход в 74,17 млрд грн на 6,7 млрд грн больше показателя 2025 года.

Предполагается, помимо прочего, и увеличение расходов на заработную плату - с 3,3 млрд грн до 4,08 млрд грн, на ремонты - с 0,6 млрд грн до 0,76 млрд грн соответственно. В то же время средства на возврат кредитов планируются в меньшем объеме - 3,8 млрд грн в 2026 году против 4,3 млрд грн в 2025 году.

Пересмотр тарифа на передачу традиционно вызывает дискуссии. Как сообщалось, Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА), Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины (НАДПУ) и Объединение предприятий "Укрметаллургпром" обратились к премьер-министру Украины в связи с намерениями НКРЭКУ повысить тарифы на услуги по передаче э/э и диспетчерское управление на 2026 год. Они заявили, что предложенное повышение является критически неприемлемым для промышленных предприятий, и по их расчетам, это приведет к росту расходов на 8,1 млрд грн в 2026 году.

В условиях войны и энергетического кризиса дополнительная финансовая нагрузка создает серьезные риски сокращения производства, потери рабочих мест и в целом промышленного потенциала страны, - говорится в заявлении.

В то же время Ассоциация солнечной энергетики обратилась к НКРЭКУ с письмом, в котором просит во избежание дефицита средств на оплату э/э промышленной ВИЭ-генерации и домашних СЭС предусмотреть в тарифе расходы на оплату "зеленой" э/э на уровне не ниже 381,39 грн/МВт*ч, что на 23,28 грн/МВт*ч (6,5%) больше предложенного в одобренном в начале ноября проекте тарифа (358,11 грн/МВт*ч).

С подобным заявлением выступила Украинская ветроэнергетическая ассоциация Украины, которая отметила, что заложенные в документе показатели не соответствуют реалиям рынка и создают основу для нового витка финансовой нестабильности в секторе ВИЭ. В частности, УВЭА обращает внимание на традиционно завышенную прогнозную цену продажи зеленой э/э "Гарантированным покупателем" (3,207 тыс. грн/МВт*ч - ЭР), что уменьшает расчетные объемы доплат со стороны "Укрэнерго" и приведет к дефициту средств.

При этом директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко на своей фейсбук-станице обращает внимание, что доля тарифа на передачу в конечной цене э/э для коммерческого сегмента не превышает 8%, а прогнозируемый рост этого типа тарифа в 2026 году составит примерно 1% в конечном потреблении.

Он отмечает, что НКРЭКУ не имеет возможности не повышать тариф на передачу, поскольку регулятор обязан выполнять законодательство в части ПСО для зеленой энергетики и обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами базовой энергетической компании, которой является "Укрэнерго". Омельченко отмечает, что главной причиной роста цен на электрическую энергию является действующая модель рынка э/э по применению ПСО для населения и сектора ВИЭ, определенная на законодательном уровне. Также, по его мнению, война привела к разрушению и оккупации более 50% всех генерирующих мощностей, что стало причиной системного дефицита, следствием которого является рост цен на рынке.

"Меня удивляет, почему лоббисты промышленности все внимание уделяют этому 1%, а не необходимой смене модели рынка с ПСО, которые толкают цену э/э вверх на порядок сильнее", - отметил Омельченко.

Вице-президент по вопросам энергетики Международной торговой палаты Украины, адвокат Александр Трохимец в своем телеграм-канале, в частности, пишет, что основное финансовое бремя формирует рыночная цена и распределение. Поэтому, по его мнению, утверждать, что пересмотр тарифа на передачу автоматически приведет к резкому росту конечной цены, некорректно.

Он также обращает внимание, что по расчетам "Укрэнерго", экономически обоснованный тариф должен был бы составлять 848,52 грн/МВт*ч (в 2025 году 665,26 грн/МВт*ч - ЭР).

"То есть предложенный регулятором тариф - это уже компромисс. А значит, принятие тарифа на передачу в указанном виде является необходимым решением, которое обеспечит выполнение возложенных на "Укрэнерго" функций и стабильность энергетической системы в 2026 году", - подчеркивает Трохимец.

Как сообщалось, ценовой индекс электрической энергии базовой нагрузки BASE на рынке "на сутки вперед" (РСВ) Украины в октябре 2025 года составил 5 987,71 грн/МВт*ч, увеличившись на 42,7% по сравнению с сентябрем (4 196,92 грн/МВт*ч).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

EFI Group планирует запустить монобрендовые точки Beehive Cosmetics в Киеве до конца 2025г.

EFI Group планирует открыть завод кормов в Черкасской области в августе 2026г.

Госбюджет-2026 увеличил поддержку агросектора на 47%, до 14,1 млрд грн

Качка обсудил с министром сельского хозяйства Израиля усиление диалога по торговле зерновыми культурами

Фонд "Жилье для ВПЛ" с финпомощью в EUR1,1 млн от польской Dom Development реализует третий проект реконструкции

Госгеонадра с очередной попытки реализовала "Газ-МДС" Любинецкую нефтегазовую площадь с превышением цены вдвое

Верховная Рада одобрила госбюджет-2026 с доходами 2,9 трлн грн и расходами 4,8 трлн грн

Еще шесть проектов отобрали для финансирования по Программе восстановления Украины III

Кабмин инициировал прекращение полномочий части наблюдательных советов госэнергокомпаний, новых членов выберут до конца декабря - Свириденко

Импорт энергооборудования освобожден от НДС на 2026-2028 годы

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА