Текст соглашения между правительством Украины и США не свидетельствует о потере Украиной политической субъектности - юрист

Текст соглашения между правительством Украины и США о создании американо-украинского инвестфонда восстановления не свидетельствует о потере Украиной политической субъектности, риски можно будет оценить после заключения соглашения об ограниченном партнерстве, считает старший юрист юрфирмы Integrites Сергей Дацив.
"Сейчас мы обсуждаем соглашение между правительством Украины и США о создании американо-украинского инвестфонда восстановления в форме ограниченного партнерства, которое имеет характер рамочного и предусматривает заключение соглашения об ограниченном партнерстве. Именно это соглашение об ограниченном партнерстве будет определять работу механизмов, которые лишь в общих чертах описаны в подписанном соглашении. Соответственно, делать выводы о конкретных юридических рисках возможно именно после ознакомления с текстом соглашения об ограниченном партнерстве", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".
Дацив отметил, что заключенное соглашение "не свидетельствует о потере Украиной политической субъектности". "Например, соглашение содержит условие о свободной конвертации гривны в доллары США и возможность перевода средств на зарубежные счета партнерства, в то же время за Украиной признается право вводить валютные ограничения на такие операции из соображений финансовой стабильности Украины", - сказал он.
Кроме того, по мнению Дацива, поскольку соглашение является межгосударственным, "ни суды Украины, ни суды США не будут иметь юрисдикции на решение споров между государством Украина и государством США, которые возникают в связи с заключением соглашения".
"Вопрос юрисдикции судов в спорах, которые будут возникать в связи с деятельностью партнерства, очевидно, будут урегулированы в соглашении об ограниченном партнерстве, содержание которого пока неизвестно. Интересным является положение статьи IV Соглашения, которое указывает, что любые доходы партнерства (включая взнос от США), любые взносы от Украины, и любые другие платежи в пользу партнерства, связанные с деятельностью партнерства, не подлежат любым взысканиям, наложенным любым государственным органом Украины, в том числе и судом. Это положение может быть истолковано как основание для моратория на удовлетворение требований к партнерству, что в свою очередь не будет способствовать желанию украинских контрагентов устанавливать отношения с таким партнерством", - сказал он.
Дацив отметил, что "на основании имеющегося текста соглашения рано делать выводы об ограничении суверенных прав Украины, соглашение не основывает партнерство, а лишь определяет принципы его образования и фиксирует ключевые договоренности относительно его деятельности в Украине".
В частности, по его словам, соглашение устанавливает два ключевых приоритетных права ограниченного партнерства - право на инвестиционные возможности и право на покупку добычи. Однако, во-первых, партнерство сможет их реализовать только после заключения соглашения об ограниченном партнерстве, и во-вторых, реализация больше будет влиять на других частных инвесторов; например, если у инвестора возникнет намерение привлечь капитал в любой проект, подпадающий под сферу интересов партнерства (пользование недрами с определенными ископаемыми или значительные инфраструктурные проекты), инвестор обязан сначала предложить инвестиционную возможность партнерству и только в случае отказа последнего может предлагать сотрудничество на аналогичных условиях.
Кроме того, отметил Дацив, ограниченное партнерство будет иметь преимущественное право на приобретение по рыночной стоимости продукции, добытой по специальным разрешениям на пользование недрами. Опять же, пока не будет создано партнерство и заключено соглашение об ограниченном партнерстве, рано делать выводы относительно рисков, которые несет соглашение для Украины или украинского бизнеса, считает юрист.
Комментируя влияние соглашения на экономику Украины, Дацив отметил, что соглашение "стоит в первую очередь воспринимать как инструмент углубления отношений с США и основу для выработки новых инструментов привлечения прямых и косвенных инвестиций из США в экономику Украины".
"Архитектура соглашения дает Украине пространство для маневра и обеспечивает возможность предусмотреть в соглашении об ограниченном партнерстве такие механизмы, которые принесут пользу украинскому бизнесу и экономике в целом. Важно также упомянуть о том, что соглашение признает обязательства Украины перед Евросоюзом в связи с интеграцией нашего государства в это объединение, что в свою очередь снимает риски для европейской интеграции Украины в связи с соглашением, о которых ранее говорили различные обозреватели", - подчеркнул юрист.