События

Ратифицированное соглашение о полезных ископаемых выглядит стандартизированным инвестиционным соглашением без дискриминационных положений - юрист

Ратифицированное соглашение о полезных ископаемых выглядит стандартизированным инвестиционным соглашением без дискриминационных и невыгодных положений, считает заместитель председателя Комитета Ассоциации юристов Украины (АЮУ) по международному праву, менеджер по юридическим вопросам Alter Domus (Luxembourg) Анна Буквич.

"Почти все невыгодные для Украйны условия, касающиеся возврата предоставленной помощи, в соглашение не вошли и сейчас соглашение является более стандартизированным инвестиционным соглашением без дискриминационных или невыгодных положений. То есть, это соглашение об инвестициях в Украину, в которых США имеют приоритет, но каким образом это право США будет обеспечено пока тоже не известно", - сказала она агентству "Интерфакс-Украина".

Буквич назвала важным то, что в соглашении есть четко определенный список полезных ископаемых, и невозможность его изменить в одностороннем порядке.

"То есть, США без согласия Украины этого сделать не могут. Не менее важным является то, что в соглашении речь идет только о доходах от новых месторождений, что является принципиальным вопросом. Любые доходы от месторождений, которые уже получили лицензии, не являются предметом договоренностей. То есть, риск перераспределения средств, которые сейчас поступают в бюджет, отсутствует", - сказала она.

При этом Буквич считает, что сейчас в имеющихся текстах соглашения отсутствуют риски по субъектности, а действующая редакция соглашения является инвестиционным соглашением с достаточно выгодными условиями для Украины. Соглашение не предусматривает дополнительных ограничений прав или механизмов влияния на Украину. При этом помощь, которую США может предоставлять, будет влиять на размер взноса Украины в совместный инвестиционный фонд, "но это больше вопрос экономической выгоды для США чем влияния на субъектность".

Она также обратила внимание, что "большинство важных вопросов управления общим фондом и инвестирования доходов, решаются сторонами (Украиной и США) совместно, доходы от предыдущих лицензий не включаются в общий фонд".

"Я не исключаю, что соответствующие риски могли быть потенциально заложены в предыдущие редакции соглашения, но, как мы знаем, текст был существенно изменен. Несмотря на отсутствие технических документов сотрудничества, мало вероятно, что они будут содержать существенные отклонения от того, что было подписано", - сказала она.

Буквич предполагает, что, поскольку разрешение споров по инвестиционным соглашениям регулируется отдельным механизмом инвестиционного арбитража, "вероятно этот механизм будет использоваться и в случае споров, вытекающих из соглашения".

В то же время, комментируя риски ограничений суверенных дел эксперт отметила, что сейчас в текущей редакции соглашения нельзя говорить о нарушении каких-либо суверенных прав, а речь идет лишь о совместном управлении инвестиционным фондом с определенными преференциями доступа США к инвестированию.

"Стоит отметить и опровергнуть мифы: право собственности на недра остаются за Украиной. Более того, США не будут иметь решающего права по управлению фондом и по выдаче лицензий. Все эти вопросы, как и наполнение фонда, будет осуществляться совместно. Более того, перечень месторождений нельзя менять в одностороннем порядке без согласия Украины. Важно, что в контексте наполнения фонда, речь идет только о доходах от новых месторождений, что важно для Украины, поскольку из этих платежей наполняется сейчас бюджет", - сказала она.

При этом, юрист отметила, что "важными являются технические детали функционирования фонда, но на данный момент речь точно не идет об ограничении суверенных прав Украины".

"В рамках соглашения будут разработаны и заключены ряд технических документов, которые детально урегулируют условия сотрудничества. Именно в этих технических документах могут быть заложены определенные риски, связаные именно с практической реализацией соглашения и они будут занимать гораздо больше страниц чем сам текст основного соглашения. Создание подобного инвестфонда - это чрезвычайно долгая и сложная работа, и в данном случае все будут решать технические детали управления таким фондом", - резюмировала Буквич.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ