Марченко призвал G7 к финансированию ВСУ в рамках ее интеграции в европейскую систему безопасности
Украина вынуждена сохранять военные расходы на высоком уровне из-за агрессии России, что формирует значительный дефицит государственного бюджета, заявил министр финансов Сергей Марченко на встрече министров финансов и глав центробанков стран-членов G7, руководства МВФ и Всемирного банка, Еврокомиссии и ОЭСР и призвал к системному и долгосрочному решению, которым могло бы стать частичное финансирование украинской армии со стороны партнеров в рамках ее интеграции в европейскую систему безопасности.
"Это стратегия, которая может решить сразу две проблемы: повысить безопасность в Европе и позволить Украине поддержать макрофинансовую стабильность", - цитирует его слова со встречи в канадском г.Банфа пресс-служба Минфина в четверг.
Отмечается, что среди ключевых тем для обсуждения была финансовая поддержка Украины в 2026 году, в частности, обеспечение украинской армии.
Он напомнил, что в 2021 году дефицит госбюджета составлял 3,8% ВВП. После начала полномасштабной войны экономика сократилась почти на 30%, а дефицит вырос до 20% ВВП из-за резкого увеличения военных расходов - с 5% до 30% ВВП.
По словам министра, без учета военных расходов и факторов военного времени, дефицит бюджета имеет потенциал к постепенному снижению: с 6,8% ВВП в 2022 году до 4,2% в 2023 году, 0,6% в 2024 году и 0,2% в 2025 году, но восстановление экономики возможно только через усиление обороноспособности Украины.
"Расходы на содержание украинских вооруженных сил для обеспечения безопасности Европы составляют небольшую долю ВВП ЕС. Она может быть распределена между странами, которые готовы присоединиться к инициативе, и учтена при расчете оборонных расходов в соответствии с обязательствами перед НАТО", - отметил Марченко.
Он добавил, что учитывая военные риски, Европа уже ищет пути укрепления обороны, в частности через увеличение численности армий, но развитие подобного потенциала потребует лет и значительных ресурсов, тогда как интеграция украинского военного потенциала - практическое решение.
Как сообщалось, МВФ в обновленную во время 7-го пересмотра программу расширенного финансирования EFF с Украиной заложил прогноз снижения дефицита государственного бюджета с 19,6% ВВП в этом году до 10,1% ВВП в следующем. В то же время, по мнению ряда экспертов, осуществление сокращения дефицита почти вдвое потребует примерно такого же уменьшения военных расходов, что сейчас невозможно даже в условиях прекращения активных военных действий.
Президент Украины Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года заявил, что при отсутствии членства в НАТО страна в качестве гарантии безопасности должна содержать большие вооруженные силы количеством 1,3-1,5 млн военнослужащих и соответствующее оружие. "Надо иметь на это деньги", - подчеркнул он. В другой раз он оценивал необходимую численность армии примерно в 1 млн.