Позиция ОАС МОУ про назначение Шмыгаля: Поддержим, если новый министр готов к эффективной перестройке институции
Новоназначенный министр обороны Денис Шмыгаль должен показать открытость к обществу и готовность обсуждать и решать проблемы, которых с присоединением к министерству Минстратегпрома станет только больше.
Такую позицию высказал Общественный антикоррупционный совет (ОАС) при Минобороны, отметив, что без эффективной перестройки "этот "военный корабль" (...) может просто пойти ко дну".
"Для членов Совета фамилия нового министра не имеет значения. Ключевым для нас является то, ставит ли он себе задачу трансформировать Министерство обороны как институт, хочет сделать более эффективным, провести внутреннюю перезагрузку и внутренние изменения для быстрого реагирования на вызовы войны. Если новый министр готов это делать - поддержим. Если не готов - результата не будет, потому что это приведет к новым проблемам и в обществе, и на поле боя", - говорится в заявлении ГАР в фейсбуке в четверг.
В ГАР напомнили, что Рустем Умеров за полгода работы ОАС МОУ "так и не нашел времени для встречи" - "у новоназначенного министра есть возможность показать открытость для общества и отсутствие страха обсуждать накопившиеся проблемы".
Относительно слияния двух министерств в ГАР отметили три ключевых вызова, которые несет эта реорганизация.
1. В Минобороны переходят проблемные предприятия: ПХЗ (Павлоградский химический завод), "Артем" и другие заводы через "Укроборонпром". Министерство обороны и так не показало себя эффективным собственником имеющихся предприятий ("Мотор Сич"; "Спецтехноэкспорт", который передал ГУР). "Теперь добавляется еще больше проблемных активов", - отмечается в заявлении.
2. Риск монополизации и конфликта интересов. ПХЗ производит снаряды и минометные мины. Минобороны, естественно, заинтересовано покупать оружие у своих предприятий. Но на рынке ведь есть и частные компании-конкуренты. "Поэтому создаются неравные условия конкуренции и риск монополии, которая вредит эффективности оборонного сектора", - говорится в документе.
3. Раздувание и без того неэффективной структуры. Минобороны и так министерство с огромным количеством функций (включая управление землей лесхозов). Теперь добавляются еще и заводы.
"Фактическое слияние министерств несет еще один риск. Если, например, ПХЗ сейчас будет подчинен Минобороны, то, в случае проблем с предприятием, может возникнуть большое желание "не выносить сор из избы". Мы будем тщательно следить за тем, чтобы этого не произошло. А слияние министерств не привело к ослаблению контроля над качеством боеприпасов и другой продукции предприятий", - отметили в ОАС.
Отмечается, что "объединение двух структур является логическим следствием того, что Минстратегпром не состоялся как институт. Но присоединение добавляет вызовов новому руководству Минобороны, потому что ряд предприятий был подчинен напрямую Минстратегпрому. Поэтому надо решать, вернуть их в "Укроборонпром" или отдать напрямую МО".
"Следующий вызов - как контрактовать предприятия, подчиненные МО, и избежать внутреннего конфликта интересов. Ну и отдельная тема - назначение эффективного менеджмента на эти предприятия", - говорится в заявлении.
"Поэтому эффективная перестройка давно назрела. Без нее этот "военный корабль" с увеличенным грузом может просто пойти ко дну", - отметили в Общественном антикоррупционном совете при Минобороны.
Ранее в этот день сообщалось, что новым министром обороны Верховная Рада назначила Шмыгаля. Комментируя объединение Минстратегпрома с Минобороны, он отметил, что "определенная конкуренция между министерствами тормозит некоторые процессы". "И соответственно, слияние сегодня ускорит работу, улучшит координацию", - сказал он на пленарном заседании Верховной Рады в четверг.