Заключенные на прифронтовых территориях остаются наиболее незащищенными лицами в условиях войны - юристы
Доступ заключенных к адвокатам на прифронтовых территориях часто является лишь дистанционным - они остаются наиболее незащищенными в условиях войны, считают партнеры адвокатского объединения Barristers Алексей Шевчук и Александр Шадрин.
"Заключенные остаются наиболее незащищенными лицами в этом плане. Они не могут покинуть соответствующие помещения во время тревоги и направиться в укрытие. Иногда критическим моментом становится расположение вблизи линии фронта или возле военных объектов, или, как в ситуации с киевским СИЗО, который расположен возле станции метро "Лукьяновская", - рассказали юристы агентству "Интерфакс-Украина".
По информации Минюста, на данный момент после трагического случая в Беленьковской исправительной колонии начата эвакуация следующих пенитенциарных учреждений - "Запорожский следственный изолятор", "Вольнянское учреждение исполнения наказаний (№11)" и "Каменская исправительная колония (№101)".
"Такая информация частично подтверждается и слухами среди заключенных. В частности, один из клиентов адвоката Шадрина, который находится в Запорожском следственном изоляторе, сообщил о намерениях их эвакуировать в Днепровский СИЗО", - сообщили юристы.
По их данным, сейчас из Запорожского СИЗО не осуществляется этапирование в апелляционный суд.
"В лучшем случае - видеоконференция, если есть свет и связь. Если релоцируется только заключенный, а суд остается в том же регионе, где и раньше, неизбежно встанет вопрос обеспечения/необеспечения личного участия в судебном заседании (хотя бы в первой инстанции)", - отметили собеседники агентства.
Шевчук и Шадрин обратили внимание, что доступ заключенных к адвокатам в прифронтовых территориях часто является лишь дистанционным.
"Многие адвокаты мобилизованы или выехали в более безопасные регионы. Конечно, такое положение вещей может привести к проблемам с соблюдением права на справедливое (состязательное) судебное разбирательство, которое предусматривает возможность получить от адвоката возможность конфиденциального общения без свидетелей со стороны полиции или СБУ", - отметили юристы.
Кроме того, они обратили внимание, что с началом широкомасштабного вторжения ряд исправительных колоний и следственных изоляторов оказался в оккупации вместе с заключенными и персоналом, который в дальнейшем был обвинен в государственной измене или коллаборационистской деятельности.
"Для примера: такое обвинение получил кинолог одного из пенитенциарных учреждений г. Херсона - 12 лет лишения свободы без права занимать соответствующие должности в течение 10 лет (соответствующая запись внесена в Реестр судебных решений - ИФ-У). Часто заключенных после оккупации побуждают присоединяться к вооруженным силам страны-агрессора, а в случае отказа - забрасывают гранату в камеру или расстреливают", - рассказали адвокаты.
Кроме того, Шевчук и Шадрин сообщили, что сейчас пенитенциарные учреждения остаются значительно недофинансированными, а условия содержания - в основном бесчеловечными, что подтверждается многочисленными решениями ЕСПЧ, в частности, из-за перенаселения.
"После отмены "закона Савченко" (принятый в 2015 году закон предусматривал, что один день предварительного заключения в СИЗО до приговора засчитывался в срок отбывания наказания в исправительной колонии за два дня лишения свободы) снова встала проблема "перенаселения" следственных изоляторов и исправительных колоний. Этому способствует криминализация краж и других имущественных преступлений, которые стали тяжкими из-за нового признака "в условиях военного положения", который применяется автоматически. Способствует этому явлению и растущее количество военных и подозреваемых в государственной измене - категорий, которым законодатель разрешил безальтернативное содержание под стражей", - отмечают адвокаты.
"Эти обстоятельства ожидаемо снова станут предметом рассмотрения в ЕСПЧ", - прогнозируют Шевчук и Шадрин.
По информации СМИ, в 2014 году был утрачен контроль над 28 учреждениями исполнения наказаний на оккупированных территориях Донецкой, Луганской областей и Крыма, где находится около 20 тыс. заключенных. В 2022-м еще 12 учреждений с более 3 тыс. человек попали под контроль оккупантов.
По информации Минюста, с начала полномасштабного вторжения из зон боевых действий эвакуированы 10 учреждений исполнения наказаний, проведено 12 эвакуационных мероприятий, хотя перечень конкретных учреждений не обнародован.