Украинские производители ягод в 2026г. продолжат отбирать долю европейского рынка - УПОА
Высокие цены на ягоды в сезоне-2025 были обусловлены весенними заморозками, которые в ряде регионов Украины повредили продукцию на 20-50% площадей, а также мировой конъюнктурой, сообщил президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник.
"Если говорить о ценах 2025 года, то потери по всем основным ягодным позициям составили от 20-50% из-за, в первую очередь, весенних заморозков. Потери по урожаю также постигли все основные страны-экспортеры основных позиций - земляники садовой, малины, голубики, черешни", - сказал он в рамках выставки Agro2Food.
Руководитель ассоциации отметил, что высокие цены на продукцию позволили производителям компенсировать конечный финансовый результат.
Баштанник напомнил, что за годы войны украинское ягодоводство потеряло немало производственных площадей, в частности, в Херсонской и Николаевской областях, где выращивались ранние ягоды.
"Можем только констатировать, что, например, с 2022 года по настоящее время высажено многолетних насаждений, в том числе с грехом пополам, по государственной грантовой программе 3,8 тыс. га. А если без государственной помощи, то речь идет о 4,5-5 тыс. га. В целом же ягодоводство сейчас ведется на 17-20 тыс. га", - рассказал руководитель УПОА.
По оценке эксперта, сейчас в Украине перерабатывается 95% всей выращенной малины, которая направляется в основном на замораживание. При этом 95% этого продукта экспортируется.
"Украина с 2017 года по 2025-й включительно с нетто-импортера или нулевого импортно-экспортного баланса замороженной малины перешла в категорию крупнейшего экспортера замороженной малины в Европе", - констатировал Баштанник.
По его информации, культивируемой голубики в Украине перерабатывается не более 5%. Остальная в основном экспортируется свежей, учитывая экономическую целесообразность. Однако по этой культуре наблюдается стремительный мировой тренд - в США на переработку идет 50% голубики, в Европе - 30%. В Украине этот показатель приближается к отметке в 30%.
Земляники садовой в Украине перерабатывают 25-30% валового урожая. Почти весь объем переработанной продукции остается в Украине для внутреннего потребления.
"Нам, к сожалению, надо признать, что в Украине как производителю-экспортеру замороженной земляники в Европе и мире делать нечего, учитывая себестоимость и цены, которые предлагает Марокко, Египет, Тунис, Китай", - сказал эксперт.
Говоря о производстве джемов и варенья, Баштанник заметил, что в этом сегменте переваривает крафтовое производство. Его продукции хватает для удовлетворения потребностей HoReCa, зато ритейл в основном покрывает потребности украинцев за счет импорта. Производства нескольких мощных отечественных игроков не хватает для удовлетворения потребностей покупателей супермаркетов.
"Если не учитывать каких-то черных лебедей, которые не понятно, выплывут или нет, то ожидания от 2026 года в отрасли положительные. Украина продолжит наращивать присутствие на рынке свежих и переработанных ягод Европы. Несмотря на дефицит рабочей силы, мы выглядим более привлекательно с точки зрения себестоимости по сравнению с европейскими странами. Поэтому будем отбирать долю рынка у стран, которые традиционно доминировали на европейском рынке. Это Польша и Сербия, в первую очередь", - резюмировал руководитель УПОА.