Интерфакс-Украина
16:07 15.12.2025

Государство должно стать арбитром между "Укрзализныцей" и бизнесом - "Метинвест"

4 мин читать
Государство должно стать арбитром между "Укрзализныцей" и бизнесом - "Метинвест"
Фото: https://metinvestholding.com

Государство должно стать арбитром между "Укрзализныцей" и бизнесом, иначе в условиях повышения тарифа на грузовые перевозки это может привести к остановке работы еще большего количества предприятий, отметил руководитель офиса генерального директора группы "Метинвест" Александр Водовиз на конференции "Ведение агробизнеса в Украине" в Киеве.

По его словам, сейчас компания работает на выживание, а не на развитие - в течение двух лет получает убытки, приостановила работу Ингулецкого горно-обогатительного комбината (ИГОК) с 7 тысячами работников.

"Мы можем конкурировать на определенных рынках Египта: доставляем туда нашу продукцию, получаем маржу $5-7 и сохраняем присутствие. Но повышение тарифов делает поставки невозможными, и это вынуждает нас останавливать доменную печь. Останавливается печь - останавливается еще один ГОК", - сказал Водовиз в рамках панели "Откровенно о логистике".

Он считает, что государство должно выступить арбитром между "Укрзализницей" и бизнесом - аграриями и металлургами: "Государство должно сказать: выгоднее не повышать тарифы, а субсидировать "Укрзализницю", ведь это принесет больше налогов и экспортной выручки и страна в целом выиграет. Но такого арбитра сейчас нет: государство становится на сторону "Укрзализныци".

В то же время Водовоз отметил наибольшую за последние 10 лет открытость государственного монополиста и готовность к диалогу с бизнесом.

"Все грузовые перевозки прибыльные. Проблема в том, что есть безумное давление от пассажирских перевозок на грузовой тариф. За прошлый год - это минус 24 млрд грн", - добавил он.

В странах Евросоюза такую проблему решают финансированием национальных логистических операторов из бюджета.

"Мы так же хотели, чтобы "Укрзализныця" получила бюджетную поддержку и уменьшила давление на тариф, но парламент не предусмотрел этого в законе. 16 млрд грн внесены в какие-то постановления. Если финансирование не поступит, железная дорога рискует остановиться - а без нее мы не сможем доставлять грузы, потому что это, по сути, кровь нашего организма. Именно поэтому государство должно придерживатьс сбалансированной позиции, где все - и бизнес, и "Укрзализныця" - будут немного недовольны, но выиграет страна", - считает руководитель офиса гендиректора.

Другая проблема государственного оператора - наличие около 525 малодеятельных грузовых станций, которые обслуживают по вагону в неделю.

"Мы просим "Укрзализныцю" закрывать убыточные станции, ведь бизнес фактически удерживает их через тариф. Когда объемы перевозок упали с 320 до 160 млн тонн, бизнес вынужден сокращать людей и закрывать предприятия. Бизнес воспринимает тариф как налог, бьющий по расходам, поэтому государство должно вмешаться. То же касается и финансовых обязательств: если бизнес может оказаться в дефолте, почему "Укрзализныця" - нет?", - подчеркнул он.

Руководитель офиса СЕО "Метинвеста" отметил, что разница в тарифах для разных категорий грузов обусловлена неодинаковой нагрузкой на инфраструктуру: чем больше станций и мелкие отправки, тем дороже должна быть перевозка.

Например, руда, уголь и другие крупные промышленные грузы едут маршрутными отправками (около 100 вагонов) и проходят только одну-две станции. Тогда как зерно и другие аграрные грузы обычно идут малыми партиями (8-10 вагонов) и проходят около 15 станций, то есть создают гораздо больше затрат: на персонал станций, электричество, инфраструктуру, ремонт и т.д.

"В среднем 10 мелких аграрных отправок содержат тот же объем, что и один маршрутный поезд руды, поэтому и тариф разный", - констатировал он.

Водовиз считает, что новая модель тарифообразования "Укрзализныци" должна основываться на принципе справедливости: если груз проходит много станций, требует дополнительных маневровых операций или перевозится малыми партиями, то такой маршрут должен стоить дороже - независимо от того, идет ли речь о руде, угле или зерне.

"Мы за честность и справедливость. Новая модель тарифов должна базироваться именно на этих принципах, как в Европе. Если груз проходит определенную станцию, где нужны ресурсы и персонал, производитель, который ее использует, должен участвовать в ее содержании. Сейчас же расходы распределяются на всех - и на аграриев, и на металлургов - это создает диспропорцию", - пояснил он.

Руководитель офиса СЕО подчеркнул, что справедливых тарифов можно добиться только через реформирование национального перевозчика: "Нужна реформа "Укрзализныци", предусматривающая прозрачный механизм тарифообразования, который отражал бы реальные затраты на перевозку".

"Метинвест" является вертикально интегрированной группой из добывающих и металлургических предприятий. Его предприятия расположены в Украине - в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях, а также в странах Европейского Союза, Великобритании и США.

Основными акционерами холдинга являются группа "СКМ" (71,24%) и "Смарт-холдинг" (23,76%). ООО "Метинвест Холдинг" - управляющая компания группы "Метинвест".

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА