Green Deal

Внедрение CBAM недостаточно для стимулирования декарбонизации - исследование

Внедрение CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism, тариф ЕС на углеродосодержащую продукцию, который начнет свою платную фазу в начале 2026 года - ИФ-У) приведет к умеренным структурным сдвигам в экономике Украины, но недостаточно для стимулирования декарбонизации, говорится в исследовании Green Deal Ukraїna.

"Для экономики Украины в целом влияние CBAM ограниченное. Важно отметить, что европейские производители также столкнутся с более строгими правилами, поскольку с 1 января 2026 года их бесплатные разрешения на выбросы постепенно прекращаются. Это выравнивает условия игры между производителями из ЕС и вне ЕС. Без CBAM Украина получила бы преимущество не только против компаний ЕС, но и против всех других стран, которые экспортируют в ЕС и должны платить CBAM", - сообщил научный руководитель проекта Green Deal Ukraїna Георг Цахманн в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Исследование Green Deal Ukraїna рассматривало два основных сценария: один с внедрением CBAM, другой с его отсрочкой.

В охватываемых CBAM секторах с интенсивными выбросами, таких как металлургия и энергетический сектор, в случае внедрения этих требований возможно падение производства. При этом производство чугуна и стали сократится почти на $250 млн к 2035 году по сравнению с уровнем 2035 года по базовому сценарию, а производство в энергетическом секторе - на $237 млн. С другой стороны, в более чистых секторах и секторах вне охвата CBAM наблюдается умеренный рост производства, что выигрывает от перераспределения определенных факторов производства, таких как капитал и труд. К секторам, которые, по прогнозу, расширяются, относятся легкая промышленность, сельскохозяйственная продукция и услуги.

"Если вы введете CBAM, общее влияние на экономику Украины будет достаточно ограниченным, но сталелитейный сектор переориентируется на другие регионы и уменьшит экспорт в ЕС", - сообщил Цахманн.

В целом сектора с высокой углеродной интенсивностью, например цемент, будут экспортировать на 13,8% меньше в 2035 году по сравнению со сценарием без CBAM. Энергетический сектор испытает сокращение экспорта почти на 9%, тогда как экспорт чугуна, железа и стали упадет на 3,1%. Другие отрасли, подпадающие под влияние CBAM, испытывают менее существенные изменения в экспорте.

Что касается влияния CBAM в целом, то снижение благосостояния оценивается менее чем 0,1% по сравнению с базовым сценарием, в то же время вероятно незначительное притормаживание экономического роста (примерно 5,9% в CBAM-сценарии по сравнению с около 6% в сценарии без CBAM). При этом влияние CBAM на снижение углеродной интенсивности Украины очень умеренное - выбросы CO₂ снижаются лишь на 0,3%-0,8% в год.

Поэтому, согласно исследованию, надежды только на CBAM недостаточно для стимулирования декарбонизации - украинские политики должны проводить структурные реформы и разрабатывать "зеленую" промышленную политику, которая поддерживает декарбонизацию.

"Существует украинский Фонд декарбонизации, который имеет очень небольшой объем и использует эти деньги, условно, для нескольких небольших проектов солнечных панелей, поэтому пока это ни на что не влияет. Так, в 2024 году он выдал всего 16 займов на общую сумму около $4 млн. Но уже существует инструмент. Проблема в том, что он очень мал, и управление, вероятно, не рассчитано на оборот десятков миллиардов гривен. Я имею в виду, высокая цена на углерод соберет так много денег, что вы захотите быть уверены, что парламент, антикоррупционные органы и все остальные имеют четкое представление о том, как эти деньги будут использованы", - привел пример Цахманн.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ