ЕС мог бы заместить помощь США Украине, но ему нужно больше единства – главы МИД Польши и Литвы на YES
Европа с начала войны оказала значительную помощь Украине, на которую не рассчитывал Путин, и имеет возможности увеличить ее и компенсировать возможное прекращение поддержки Киева со стороны США, но для этого необходимо больше единства и сплоченности, в частности, решения вопроса Венгрии, такое мнение высказали министры иностранных дел Польши Радослав Сикорский и Литвы Габриэлиус Ландсбергис.
"(Президент РФ) Путин ожидал, что мы будем полностью разделены и неэффективны. Я думаю, мы гораздо менее дегенеративны, чем он думает. Я думаю, мы его удивили", – сказал Сикорский на 20-й ежегодной встрече YES в Киеве 13-14 сентября, организованной Фондом Виктора Пинчука.
Он напомнил, что Украина получила от ЕС около EUR120 млрд, в основном, в виде финансовой помощи, полностью признала и поддержала независимость и территориальную целостность Украины как часть установленного порядка.
Министр добавил, что Польша с 18-го века вела с Россией около шести войн, и ни в одной из них не получила ничего похожего на подобную поддержку.
Сикорский признал, что ситуация в Украине сейчас сложная – и на поле боя, и с энергетической инфраструктурой перед зимой, и с возможными рисками сокращения или прекращения поддержки со стороны США.
"На мой взгляд, настоящий момент истины для Европы наступит, если США прекратят свою поддержку", – считает глава МИД Польши.
По его мнению, даже в такой ситуации не все будет потеряно, и это будет, в основном, вопрос денег, так как вряд ли США откажутся продавать необходимое вооружение.
"EUR 120 млрд, учитывая, что наша экономика составляет EUR15 трлн, — это менее 0,5% ВВП Европы в год. Мы потратили гораздо больше – в шесть, семь раз – на помощь нашему народу в решении энергетических расходов. Так что, если мы удвоим это (поддержку Украины), мы сможем себе это позволить. Если мы решим, что это действительно угроза для Европы, у нас есть деньги и потенциальные производственные мощности, чтобы предоставить Украине средства", – заявил Сикорский.
В то же время он указал, что проблема Европы в том, что чувство опасности неравномерно распределено по территории континента. "Если вы поляк, если вы живете в странах Балтии, в Скандинавии, в Румынии, – вы чувствуете это нутром, вы чувствуете физическую угрозу. Если вы дальше, то меньше", – пояснил польский министр.
По его словам, вторая проблема в том, что ЕС является конфедерацией, без реального центра, который может принимать решения по вопросам безопасности, и принятие решений — это трудная задача.
Сикорский констатировал, что есть, по крайней мере, одно государство-член – Венгрия, которое не полностью солидарно с остальными, и фактически блокирует выплаты возмещений за оборудование, поставленное Украине из Европейского фонда мира, являющегося оборонным бюджетом.
"Венгрия Виктора Орбана стала ревизионистской страной, которая недовольна своими границами и которая ставит себя между Западом и Россией в своей риторике и своих действиях, что, к сожалению, имеет последствия", – отметил Сикорский, назвав это вызовом для ЕС.
Он напомнил, что выступал за европейскую оборону в своей предыдущей роли в Европейском парламенте. "Если это ужасное вторжение в Украину не разбудит нас и не заставит серьезно отнестись к европейской обороне, то ничто другое не сможет", – подчеркнул глава МИД Польши.
По его словам, учреждение должности еврокомиссара по обороне, идеи выделения EUR100 млрд на европейскую оборонную промышленность или кредитов, подобных выделенным в период COVID, для ответа на такую неожиданную чрезвычайную ситуацию, как война на границах ЕС – это шаги в правильном направлении.
"Если мы соберем деньги и потратим их на себя, на военную мобильность и нашу собственную оборону, а также на помощь Украине, Путина можно победить", – считает Сикорский.
Его литовский коллега Ландсбергис на этой же сессии YES отметил, что спустя год начали реализовываться полученные странами ЕС и НАТО на восточном фланге сообщения о возможности гибридной атаки со стороны ЕС: поджоги, нападения и другие враждебные действия.
По его мнению, адекватная реакция на такие действия пока отсутствует, но если 32 страны НАТО способны хотя бы выразить единую позицию в своих заявлениях, то 27 стран ЕС не способны сделать и этого.
"Около 60% заявлений в ЕС блокируются одной страной. Мы не можем сделать заявления по Северной Корее… Европа, как союз, не может сделать заявления, потому что Венгрия не считает, что Европе нужно заявление", – констатировал глава литовского МИД.
Он добавил, что в ЕС отсутствует политика, что делать, например, в случае, если нападению подвергается терминал сжиженного природного газа, так как письма с выражением обеспокоенности будет недостаточно.
Ландсбергис призвал другие страны ЕС и НАТО следовать примеру Польши, Литвы, Эстонии, Латвии и ряда других стран, наращивая оборонные бюджеты и поддержку Украины. Он подчеркнул, что времени сделать это, чтобы избежать худшего сценария, осталось мало.
Литовский министр констатировал, что в соответствии с текущими социальными контрактами, которые существуют в государствах всеобщего благосостояния в Европе, люди просто не хотят платить больше за оборону.
"Я думаю, что нам нужно добавить еще один элемент в общественный договор. А элемент в том, что следующая война будет. Мы больше не можем притворяться, что нас это шокирует. Это нужно сказать громко и ясно: она грядет. Путин придет, он снова нас испытает, и теперь у нас есть шанс быть готовыми", – подчеркнул Ландсбергис.
Он напомнил, что в 2014 году все страны восточного фланга говорили о предстоящей войне и необходимости финансировать и наращивать оборонную промышленность, но этого не было сделано, и 2022 год стал шоком.
"Мы не можем снова быть шокированы. Этот этап закончился. Мы должны быть готовы, мы несем ответственность за то, что грядет", – заявил глава МИД Литвы.
Он указал, что в Литве через четыре недели пройдут парламентские выборы, и на них достаточно честно говорится о том, почему люди должны платить больше и помогать Украине, потому что это касается и их.
Ландсбергис также призвал реально говорить о гарантиях безопасности для Украины, так как разговор об этом на саммите НАТО в Литве в 2023 год был не завершен.
"Мы целый год молчали, нас попросили молчать, я думаю, что мы не можем больше молчать. У Украины должен быть четкий путь к тому, что будет означать настоящие, реальные гарантии безопасности, а не те, которые мы сейчас подписываем. И единственная гарантия безопасности, в которую я верю, — это статья 5 (НАТО)", – подчеркнул глава МИД Литвы.