Позиционирующие себя как специализированные магазины продают несертифицированный Apple – исследование
Проведенный в июне ГО «Потребительское доверие» и центром экспертиз “Тест” мониторинг магазинов, позиционирующих себя как специализированные по продаже техники Apple, выявил системные нарушения прав потребителей.
Под мониторинг по методике “тайный покупатель” попали десять магазинов пяти брендов Yabluka, “Ябко”, “Техноїжак”, Appleroom и eStore,расположенные в центре столицы и крупных ТРЦ. Закупали iPhone 15 и наушники Air Pods.
Как сообщается, по результатам мониторинга все приобретенные товары не имели предусмотренной законодательством маркировки на государственном языке, отметок об оценке соответствия техническим регламентам. Девять из 10 магазинов не выдали обязательный фискальный чек на технически сложные бытовые товары согласно закону «О защите прав потребителей». Половина магазинов не идентифицировали продавца, то есть не указали, кто именно осуществил продажу. Ни на одной упаковке товара не было информации об импортере и субъекте хозяйствования, несущем гарантийные обязательства перед потребителем.
Единственным магазином, который выдал гарантийный талон, был eStore, в остальных предлагали приобрести гарантию на 1-2 года дополнительно. В шести магазинах продали товар дороже 50 тыс. грн за наличные. При этом в большинстве магазинов при возврате товара не смогли с первой попытки вернуть деньги, поскольку в кассе не было достаточно наличных.
Также во всех магазинах, попавших в мониторинг, отсутствуют ценники на дорогие товары (наушники, телефоны, смарт-часы, ноутбуки и т.п.), что нарушает права потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре.