Ассоциации металлургов, химиков, производителей стройматериалов и горнодобытчиков просят мораторий на ж/д тарифы
Обеспечить введение моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов до отмены военного положения и на период не менее двух лет после окончания боевых действий просят объединение "Укрметаллургпром", Союз химиков Украины, Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины, Украинская ассоциация производителей ферросплавов и другой электрометаллургической продукции "УкрФА" и Всеукраинский союз производителей стройматериалов.
"С целью сохранения индустриального комплекса и во избежание негативных последствий для экономики и обороноспособности Украины, считаем, что тарифная политика государственных монополий должна быть направлена на сокращение финансового давления на реальное производство и быть основой для его восстановления", – аргументируют они свою просьбу в письме президенту Владимиру Зеленскому, премьеру Денису Шмыгалю, вице-премьерам Юлии Свириденко и Алексею Кулебе и министру финансов Сергею Марченко.
Более того, согласно копии письма от 10 октября, переданной агентству в понедельник, авторы обращения просят снизить грузовые тарифы в 2025 году на 15%. По их мнению, этого можно было бы достичь за счет налаживания работы по поддержке и развитию грузовой базы "Укрзализныци", оптимизации ее расходов и повышению эффективности использования активов государственного монополиста, в том числе за счет передачи убыточных активов Фонду госимущества или их списания.
В письме указывается, что в Украине железнодорожный транспорт обеспечивает почти 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок. Его авторы отметили, что за 2021 и 2022 годы тарифы на транспортировку угля, руды и известняка выросли на 140%, металла – на 70%, удобрений – на 70%, зерна – на 96%, а пустых вагонов из-под угля – на 158%, тогда как ожидаемый убыток от пассажирских перевозок в 2024 году составит 20 млрд грн.
Согласно обращению, "Укрзализныця" инициирует повышение стоимости транспортировки железной руды и угля на 19%, кокса – на 12%, а зерна – на 11%. По мнению авторов обращения, такой шаг кросс-субсидирования в долгосрочной перспективе не позволит решить проблему убыточности, а необходимо сосредоточиться на реформировании собственной структуры "Укрзализныци" и поиске внутренних ресурсов. В подтверждение своего мнения о возможности прибыльной работы госкомпании они приводят прибыль "Укрзализныци" 5 млрд грн за 2023 год за счет повышения тарифов в 2022 году и роста объемов перевозок на фоне возобновления работы морского коридора.
В письме отмечается, что высокие логистические затраты делают украинскую продукцию неконкурентоспособной на международном рынке.
"Ситуация в горно-металлургическом комплексе складывается таким образом, что железорудные предприятия на конец первого полугодия были загружены на 55% довоенного уровня, а металлургические предприятия на 65%. Ферросплавные предприятия, которые до войны имели значительную долю экспорта и обеспечивали валютные поступления в страну, сейчас работают почти в убыток", – констатируется в документе.
Согласно ему, в химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или "обнулились" по некоторым товарным позициям, значимым в 2022 году и предыдущие годы (этилацетат, пигментный диоксид титана, полиэфирные смолы, азотные удобрения и др.). Уточняется, что экспорт азотных удобрений в январе-августе 2024 года составил всего 21 тыс. тонн, почти отсутствует экспорт первичных пластмасс.
Что касается добывающей промышленности, то в 2023 году, как указывается в обращении, объемы железнодорожных перевозок марганцевой руды сократились на 13,2%, каменного угля – на 11,2%, коксующегося угля – на 38%, нефти – на 22%, известняковой продукции – на 31%, горно-металлургической – на 10,6%.
В качестве примера возможных дополнительных доходов "Укрзализныци" авторы обращения называют продажу металлолома, которая отсутствует с сентября 2023 года.
"Предложение "Укрзализныци" об установлении единого среднего тарифа для всех, который покроет все возможные и невозможные затраты, в том числе смежных убыточных сегментов деятельности, независимо от технологии перевозки каждой отдельной партии грузов, с одной стороны приведет к уничтожению экономического потенциала отраслей, бюджетообразующих для "Укрзализныци" (агро, ГМК, строительство) и базовых для всей экономики Украины, а с другой стороны сделает УЗ хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок", – указано в обращении.
Отраслевые ассоциации Украины также напоминают, что много раз выступали с инициативой создания независимого регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ) по типу НКРЭКУ – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Как сообщалось, ряд отраслевых ассоциаций "Укрзализныци" последние несколько месяцев активно выступают против ее инициатив об унификации тарифа, которые приведут к повышению тарифов на их грузы, считая такое повышение необоснованным.
Глава правления "Укрзализныци" Евгений Лященко на минувшей неделе подал в отставку, в ближайшее время ожидается назначение нового главы правления. Помимо того до недавнего времени отсутствовало руководство Минвосстановления, которое должно согласовать такое изменение тарифов.