Партнеры Украины заинтересовались пилотным рынком разминирования агроземель через аукционы "Прозорро"
Украине удалось первой в мире запустить пилотный рынок разминирования земель сельскохозяйственного назначения через аукционы "Прозорро", интерес к нему проявили партнеры, и теперь стоит задача привлечь их к финансированию этого рынка для его расширения и замены бюджетного финансирования, сообщил заместитель министра экономики Игорь Безкаравайный
"Сейчас это интересует партнеров, потому что они могут с конкретикой понять, что эти ресурсы были использованы через систему "Прозорро" и все пошли на поля, мы знаем конкретный результат использования этих денег", – сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина" на полях второй ежегодной конференции по вопросам противоминной деятельности в Украине (Ukraine Mine Action Conference, UMAC-2024), прошедшей в Лозанне 17-18 октября.
Безкаравайный уточнил, что пока рано говорить о конкретных результатах переговоров с партнерами о финансировании, так как фактически программа заработала только полтора месяца назад.
"До этого мы ее три раза переписывали, потому что это стартап, который мы попробовали, не уехал. И вот он только начинает дышать: мы провели первые 20 тендеров… Так что начинаем показывать этот алгоритм партнерам уже сейчас, и они им интересуются. Потому что раньше нам даже не было, что показать, и объяснить, как мы хотим это реализовать, так что на это невозможно было привлечь деньги", – пояснил замминистра.
По его словам, в государственном бюджете на 2025 год заложен 1 млрд грн на программу компенсаций за разминирование земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с 3 млрд грн в госбюджете-2024.
"Для нас крайне важно сохранить программу, потому что инструмент заработал, и дальше нам его нужно развивать. Впрочем, остается задача наполнить этот инструмент деньгами не только налогоплательщиков, а партнеров", – подчеркнул Безкаравайный.
Он отметил, что развитию программы поможет объявленный на конференции в Лозанне проект определения приоритетов гуманитарного разминирования с привлечением компании Palantir и финансированием Швейцарии и Великобритании.
По его словам, в настоящее время отбор участков для участия в программе компенсации происходит в формате живой очереди, уже подано 160 заявок от фермеров, и по ходу верификации каждой этой заявки Госналогслужбой, Министерством обороны на предмет загрязнения – всего четыре критерия верификации – она становится "зеленой", ее готовят и выставляют на торги.
"Но когда этих заявок будет не 150, а 150 тысяч, это будет возможность злоупотребления. До этого этапа нам нужно построить систему, которая будет говорить, что нужно разминировать в первую очередь, потому что это дает наибольшее влияние на экономику, экологию, социалку. Когда у нас ресурсов меньше, чем заявок, мы без такой системы не справимся", – указал Безкаравайный.
Он также подтвердил наличие интереса украинских агрохолдингов к новом рынку, однако констатировал, что они пока не готовы сами финансировать услуги по разминированию.
"Пока все присматриваются, потому что это реально стартап, который делает первые шаги. Нужно осознать, как появляется стоимость", – отметил замминистра.
По его словам, в настоящее время существует долго прорабатывавшаяся методология, принятая Министерством экономики, и первые аукционы показали, что она достаточно рабочая.
Безкаравайный подчеркнул, что запуск рынка разминирования – один из его KPI. "Это означает, что есть спрос, есть предложение, есть большое количество операторов противоминной деятельности, предоставляющих эти услуги, и большое количество аграриев, которые пользуются этими услугами", – пояснил он.
Замминистра подытожил, что сейчас рынок фактически запускается: есть спрос со стороны заявителей, есть предложение со стороны операторов.
"Но пока соревнуется 10 операторов, а 40 не имеют возможности, потому что у них еще нет возможности подаваться на лот на 100 гектар. Моя задача – сделать так, чтобы у этих операторов появилась работа. Не дать им деньги, чтобы они купили технику и оборудование, наняли людей, а дать им работу. И мы сейчас думаем, как привлечь донорские ресурсы, чтобы эти операторы что-то сделали и им за их работу заплатили", – отметил Безкаравайный.
Он добавил, что необходимо изменить правила игры и убедить партнеров давать деньги не только крупным известным в мире операторам, таким как HALO Trust, а молодым украинским компаниям.
"Поэтому мы ведем переговоры, предлагаем новые инструменты, новые решения. Что-то для наших партнеров категорически нет, но что-то очень интересно", – указал он.