"Укрзализныця" нуждается во введении ПСО для пассажирских перевозок - 1-я замглавы комитета Рады
Железнодорожные пассажирские перевозки в Украине, монополистом которых сегодня является "Укрзализныця", требуют введения механизма Public Service Obligations (PSO, ПСО) - прогнозируемой компенсации льготных перевозок, считает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юлия Сирко (фракция "Голос").
"Пассажирка имеет очень много льготных пассажиров, которые платят или 0, или 50%, например, как УБД и так далее. У нас есть целый ряд льготников, которые пользуются транспортом, включая железнодорожный, и это, де-факто, не компенсируется государством и не компенсируется местными органами власти", - сказала она на экспертной дискуссии Центра транспортных стратегий "Тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в 2025-2026гг" в среду.
По ее словам, без внедрения комплексом законов ПСО "Укрзализныця" будет вынуждена постоянно обращаться к правительству и Верховной Раде за финансированием убыточных пассажирских перевозок.
Сирко добавила, что ПСО позволят сделать эту сферу прозрачной и напомнила, что Украина обязалась имплементировать эти нормы в рамках программы Ukraine Facility.
"К сожалению, пассажирка и так продолжает быть убыточной. Это требует от "Укрзализныци" оптимизацию всех процессов, оптимизацию своей операционной деятельности, понимание капитальных вложений на 3-5 лет и понимание убыточности на 3-5 лет", - отметила также первый заместитель председателя профильного парламентского комитета.
Как сообщалось, операционный убыток "Укрзализныци" от междугородних и международных пассажирских перевозок за прошлый год составил 8,81 млрд грн при доходе 10,67 млрд грн, тогда как от пригородных - 9,31 млрд грн при доходе 0,52 млрд грн.
Верховная Рада недавно внесла изменения в государственный бюджет на 2025 год, и направила "Укрзализныце" 8 млрд грн налога на прибыль банков, которые должны были бы идти в бюджет Киева. В мае этого года "Укрзализныця" также получила из бюджета 4,3 млрд грн на поддержку пассажирских перевозок в условиях войны.