Число ДТП в Украине увеличилось на 4%, эксперты предлагают уменьшить нештрафованный лимит до +10 км/ч

С января по апрель 2025 года на украинских дорогах произошло 6736 ДТП с погибшими и травмированными - в среднем 56 серьезных аварий в день; это на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Украины Алексей Билошицкий.
Как отмечается в пресс-релизе коммуникационного отдела Центра демократии и верховенства права (ЦЕДЕМ), об этом Билошицкий сообщил во время форума "За безопасные дороги в Украине" 13 мая в Киеве.
По его данным, за этот период в ДТП уже погибли 815 человек, еще 8330 получили травмы.
Он отметил, что основные причины ДТП остаются неизменными: в более чем 40% случаев аварии происходят из-за превышения скорости. Также к дорожно-транспортным происшествиям приводит нарушение правил проезда пешеходных переходов и перекрестков, несоблюдение дистанции и управление в состоянии опьянения. Жертвами ДТП часто становятся пешеходы: в 27% случаев полиция зафиксировала наезд на них.
В то же время, на данный момент в Украине работают 340 камер автоматической фиксации, которые регистрируют нарушения правил на дорогах, также задействованы 160 устройств TruCam, которыми нарушения фиксируют сотрудники полиции в ручном режиме. До конца года, по словам Билошицкого, количество камер автофиксации должно вырасти.
Как отмечается в пресс-релизе ЦЕДЕМ, по состоянию на 2024 год количество погибших из-за ДТП на миллион населения в Украине было вдвое больше среднего показателя Европейского Союза и в 5 раз больше, чем в Швеции или Норвегии. Эксперты кампании "За безопасные дороги" считают, что подобную ситуацию обусловили несколько факторов. Сегодня в Украине до сих пор действует норма, которая позволяет превышать установленную скорость до 20 км/ч без всякого наказания. В населенном пункте разрешена скорость 50 км/ч, но по факту водители едут 70 - и не несут за это никакой ответственности. А за превышение скорости более чем на +20 км/ч установлен штраф в размере 340 грн (со скидкой 50% - 170 грн, если зафиксировано в автоматическом режиме), это незначительный штраф, который не стимулирует соблюдать скоростной режим.
Поэтому одно из основных предложений к парламентариям, звучавшее на форуме - уменьшение нештрафованного лимита до +10 км/ч. "Основную опасность на дорогах создает не большинство, а агрессивное меньшинство. Те самые 20%, которые, по принципу Парето, создают 80% ДТП: ездят на красный свет, обгоняют на пешеходном переходе и через двойную сплошную", - отметила директор Центра демократии и верховенства права Олеся Холопик.
По ее словам, именно для таких водителей - а вернее, против таких водителей направлен законопроект №12172. Его цель - повлиять на дерзких водителей. Закон предусматривает увеличение штрафов за повторные грубые нарушения и лишение водительских прав на срок до одного года после третьего грубого нарушения в течение года.
ЦЕДЕМ - аналитическо-адвокационный центр, активно разрабатывает и продвигает законодательные инициативы, защищает свободу слова, предоставляет правовую экспертизу и поддерживает общественные инициативы.
Кампания "За безопасные дороги" - адвокационная кампания, направленная на уменьшение смертности и травматизма на дорогах Украины. Инициированная в 2016 году Центром демократии и верховенства права в партнерстве с ОО Vision Zero и U-Cycle, объединяет международных, украинских экспертов, представителей законодательной и исполнительной власти.