Закон о множественном гражданстве несет определенные риски, но пока позволяет быстрее решить ряд проблем - юристы
Закон о множественном гражданстве несет определенные риски, но пока его принятие позволяет как можно быстрее решить ряд проблем, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.
"Принятие закона о множественном гражданстве это стратегический ответ на два экзистенциальных вызова, обостренные полномасштабным вторжением - демографический кризис и необходимость сохранения связи с миллионами украинцев, оказавшихся за рубежом. Закон создает сложную, но логичную правовую рамку, которая в корне меняет подход к институту гражданства", - считает адвокат АО Barristers Кирилл Иорданов.
Он отметил, что центральной юридической проблемой реформы гражданства была потенциальная коллизия со ст. 4 Конституции, которая провозглашает, что в Украине существует единое гражданство. Вместо того, чтобы инициировать сложную процедуру внесения изменений в Конституцию, законодатель выбрал путь интерпретации, по сути, установив, что эта норма исторически была направлена на предотвращение сепаратизма (предотвращение "гражданства Львовской области" или "гражданства АР Крым"), а не на запрет иметь паспорт другого суверенного государства.
"В то же время такой подход создает определенную юридическую уязвимость, поскольку исключительное право на официальное толкование Конституции принадлежит Конституционному Суду, вся реформа построена на предположении, что КСУ, в случае обращения, поддержит именно такое либеральное толкование. Это создает потенциальный долгосрочный риск, который эксперты называют "конституционной бомбой замедленного действия", однако пока государство выбрало именно такой путь для скорейшего решения насущной проблемы", - сказал он.
Иорданов отметил, что операционная модель закона предусматривает, во-первых, обязанность для граждан Украины декларировать наличие иностранного гражданства, что выводит это явление из "серой зоны", во-вторых, возможность иметь множественное гражданство распространяется только на гражданства государств, которые войдут в специальный перечень, который будет утверждать Кабинет Министров.
Кроме того, закон категорически запрещает гражданство государства-агрессора (РФ) и на занятие государственных должностей для лиц с множественным гражданством.
"Эти механизмы, хотя и являются прагматичными, порождают дискуссии. Например, делегирование полномочий по формированию перечня "дружественных стран" правительству создает риск политизации. Что произойдет, если человек получит гражданство страны, которая есть в перечне, а через год из-за политических разногласий эту страну из него исключат? Закон пока не дает ответа, что подчеркивает важность разработки стабильных и прозрачных подзаконных актов", - сказал он.
Иорданов также отметил, что введение множественного гражданства порождает ряд практических вопросов относительно финансовых и юридических аспектов жизни человека. Среди таких вопросов, в частности, вопросы налогообложения и пенсии.
"Здесь важно понимать, что финансовые обязательства регулируются преимущественно статусом налогового резидента и двусторонними соглашениями, а не количеством паспортов. В части налогообложения, чтобы избежать ситуации, когда обе страны требуют уплаты налогов с одного и того же дохода, Украина заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с более 70 странами мира. Они четко распределяют права на налогообложение различных видов доходов между двумя государствами", - сказал юрист.
Иорданов обратил внимание, что право на социальные выплаты и пенсии также регулируется двусторонними соглашениями о социальном обеспечении. Эти соглашения базируются на пропорциональном принципе: человек не получает две полные пенсии, каждая страна выплачивает часть, пропорциональную страховому стажу, приобретенному на ее территории.
"Хотя эта система логична, она может создавать определенные сложности, когда человек может иметь достаточный суммарный стаж, но не иметь минимально необходимого ни в одной из стран отдельно", - сказал он.
Как подчеркнул юрист, в вопросах права и обязанностей фундаментальный принцип заключается в том, что "если гражданин Украины приобрел гражданство другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины".
"Это означает, что на территории Украины такое лицо не может уклоняться от обязанностей, ссылаясь на свой второй паспорт", - сказал он, отметив в то же время, что есть ограничения на занятие государственных должностей для лиц с множественным гражданством, "закон создает предмет для дискуссии".
Иорданов прогнозирует, что сейчас закон может вызвать сложности в сферах, где пересекаются юрисдикции разных государств. В частности, наличие второго паспорта не освобождает от воинского долга перед Украиной: пока лицо с множественным гражданством находится на территории Украины, оно рассматривается исключительно как гражданин Украины и подлежит мобилизации на общих основаниях.
В то же время, молодой человек, который является гражданином Украины и, например, Израиля, может быть призван на службу в обеих странах. "Это сложная международная проблема, решение которой потребует активной дипломатической работы и заключения соответствующих соглашений, что является нормальной практикой в международных отношениях", - сказал он.
По мнению Иорданова, множественное гражданство не создает правового вакуума в вопросах брака, наследства и уголовной юстиции, которые уже регулируются законом "О международном частном праве", впрочем, в этих сферах могут возникнуть вопросы, в частности, с определением "последнего постоянного места жительства" для наследства или раздела имущества при разводе, приобретенного в разных юрисдикциях.
При этом юрист подчеркнул, что "одним из самых рискованных положений закона является норма о потере гражданства за "добровольное" приобретение паспорта государства-агрессора".
"Проблема заключается в самом понятии "добровольности" в условиях оккупации, которое является фикцией. Буквальное применение этой нормы может привести к массовому лишению гражданства жертв оккупации. Эта норма требует немедленного уточнения и разработки четких критериев, которые бы отличали акт государственной измены от вынужденного шага под давлением оккупационных властей", - сказал он.
Со своей стороны, координатор по связям с органами власти Ассоциации юристов Украины Дарья Лупийчук напомнила, что ранее основанием для потери гражданства было добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетия, однако реализация этой нормы была чрезвычайно сложной, но сейчас украинские граждане могут приобрести гражданство других стран. Впрочем, перечень стран, где украинцы могут иметь множественное гражданство, пока еще не утвержден правительством.
"В частности, планируется предоставлять приоритет странам ЕС, G7 и НАТО. При этом такими странами не могут быть государства-агрессоры или оккупанты. Такой подход призван устранить потенциальные угрозы национальной безопасности", - сказала она.
Лупийчук отметила, что принятый закон не отменяет принцип единого гражданства, который исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины (внутреннее измерение) и устанавливает, что в правовых отношениях с Украиной гражданин признается только гражданином Украины. Таким образом, если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины.
"То есть в ситуациях, когда лицо имеет несколько паспортов, украинский паспорт будет иметь приоритет. Также граждане с украинским гражданством, независимо от других, обязаны выполнять свои обязанности перед государством, включая военные", - сказала она.
Лупийчук подчеркнула, что вслед за принятием закона о множественном гражданстве необходимо внедрить изменения для устранения существующих недостатков института множественного гражданства. Так, относительно воинской обязанности для бипатридов Европейская конвенция о сокращении случаев множественного гражданства предусматривает, что от лиц, имеющих гражданство двух или более государств-участников, требуется выполнять свой воинский долг только в отношении одной из этих стран, впрочем, Украиной эта Конвенция не ратифицирована.
"Отмену основания для потери украинского гражданства из-за приобретения иностранного можно рассматривать как либерализацию законодательства. Однако для государства такое лицо остается гражданином со всеми соответствующими правами и обязанностями. В то же время требуют урегулирования вопросы выполнения воинского долга лицами с несколькими гражданствами, двойного налогообложения и т.д.", - сказала она.
Со своей стороны, адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Яна Тринева считает, что режим налогообложения будет зависеть, в частности, от того, резидентом какой страны признает себя лицо или его можно признать согласно законодательству, но "в любом случае множественное гражданство в контексте налогообложения влечет дополнительные обязательства для лица", а вопрос социальных выплат будет зависеть, в частности, от резиденства лица, вида социальной выплаты, и других факторов, например, стажа работы (обязательно законное трудоустройство) в соответствии с требованиями законодательства конкретной страны, и т.д.
Тринева также подчеркнула, что "законодательство определенной страны гражданства будет распространяться на всю территории этой страны, в другой стране это законодательство не будет действовать".
"Например, если лицо является гражданином Украины, в которой сейчас свободный оборот огнестрельного оружия (не гладкоствольного охотничьего) ограничен, и гражданином другого государства, где имеется свободный оборот огнестрельного оружия, то он может приобрести такое оружие на территории государства, где это разрешено, и пользоваться им на территории этого государства. Однако в Украине ношение, например, такого оружия будет правонарушением, за которое предусматривается уголовная ответственность", - сказала она.
Кроме того, принцип гражданства сработает и в ситуации, когда гражданин Украины, находясь в другой стране, в которой разрешено приобретение и употребление наркотических веществ, приобретет и будет употреблять такие средства, однако после возвращения в Украину (где это запрещено), в случае обнаружения он может подлежать уголовной ответственности.
Тринева подчеркнула, что "на лиц, имеющих более одного гражданства, распространяется законодательство всех стран, гражданство которых они имеют, причем, не является важным их место жительства: на территории этих стран гражданства или вне их".