Образовательный омбудсмен: Давление на родителей и учеников и принуждение к определенной форме получения образования недопустимы

Образовательный омбудсмен Надежда Лещик заявляет, что давление на родителей и учеников и принуждение к определенной форме получения образования недопустимы.
"Время от времени получаю жалобы от родителей о принуждении выбора той или иной формы получения образования для их детей, иногда обращаются и сами соискатели образования. В обращениях заявители сообщают, что учебные заведения отказываются организовать обучение по форме, которую выбрал ребенок или его родители (дистанционной, семейной, экстернатной и т.д.), или же по необоснованным причинам, в частности из-за места пребывания детей, прекращают организовывать обучение по определенной форме", - говорится в сообщении образовательного омбудсмена.
Отмечается, что эта проблема становится особенно актуальной перед началом учебного года, ведь школы начинают к нему готовиться, а родители и ученики в основном именно в этот период выбирают удобную форму получения образования.
"Подчеркну: действующее законодательство, а именно ч. 2 ст. 55 закона "Об образовании" определяет, что родители соискателей образования имеют право выбирать учебное заведение, образовательную программу, вид и форму получения детьми соответствующего образования. Так же и ч. 1 ст. 53 закона "Об образовании" предусматривает, что соискатели образования имеют право на индивидуальную образовательную траекторию, которая реализуется, в частности, через свободный выбор видов, форм и темпа получения образования, учебных заведений и предложенных ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Лицо имеет право получать образование в различных формах или сочетая их", - отмечает омбудсмен.
Она отмечает, что представители учебного заведения должны способствовать родителям в том, чтобы они могли сделать сознательный выбор, в частности путем предоставления необходимой информации или консультаций.
"В то же время неправомерным является обязательство родителей переводить ребенка на конкретную форму получения образования, давление по этому поводу, ультиматумы. Между учебным заведением и родителями должно быть налажено партнерство для обеспечения наилучших интересов ребенка", - говорится в сообщении.