Генпрокурор подписал стандарт деятельности прокуроров по защите инвестиций в ходе досудебного расследования
Генеральный прокурор Андрей Костин в среду подписал приказ об утверждении стандарта деятельности прокуроров в сфере защиты инвестиций в ходе досудебного расследования, сообщил сам генпрокурор на встрече с ведущими бизнес-ассоциациями и Советом бизнес-омбудсмена в Киеве.
"Стандарты – это определенный целеуказатель (укр. Дороговказ – ИФ-У), каким образом прокурор должен осуществлять процессуальное руководство по делам, касающимся субъектов экономической деятельности. Этот целеуказатель определяет, что есть конкретные следственные или процессуальные действия, касающиеся безусловного вмешательства в бизнес, такие, например, как обыск, которым следователи и прокуроры будут прибегать как к крайнему процессуальному и следственному действию", - сказал Костин.
По его словам, этот документ важен, так как прокуроры будут понимать, что соблюдение или несоблюдение этих стандартов будет учитываться при их ежегодной оценке и отражаться, в том числе, и на их потенциальном карьерном росте. Системные нарушения стандартов могут быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, добавил генпрокурор.
Он уточнил, что фактически эти стандарты работают уже месяц, а сегодняшнее подписание приказа формализует их обязательный характер.
Костин подчеркнул, что стандарты были разработаны совместно с бизнес-сообществом, поэтому ему важно услышать реакцию от бизнес-ассоциаций относительно жалоб о нарушении прав бизнеса за прошедшие три месяца.
"Еще одним, по нашему мнению, важным результатом внедрения стандарта станет то, что формулировки и стандарты, как таковые, появятся в уголовно-конституционном законодательстве. Именно такие правки мы подали в УПК… То есть они найдут свое отражение не только в деятельности прокуроров, а и в деятельности других правоохранительных органов", - подчеркнул генпрокурор.
Как сообщалось, 23 января этого года президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совет Национальной безопасности и обороны по обеспечению экономической безопасности.
Среди прочего было рекомендовано Офису Генерального прокурора, Государственному бюро расследований, Национальной полиции Украины, БЭБ, Службе безопасности Украины провести в трехмесячный срок аудит принятых в отношении субъектов хозяйствования ограничительных мер по уголовным производствам и определить целесообразность их дальнейшего применения, как и актуальность отображения информации о них в публичных электронных реестрах; а также воздерживаться в течение трех месяцев от проведения процессуальных действий в уголовных производствах, если такое применение может заблокировать предпринимательскую деятельность.
Этим органом также рекомендовано безотлагательно провести аудит зарегистрированных уголовных производств, расследование в которых осуществляется в отношении уголовных правонарушений, посягающих на функционирование экономики государства, и по результатам аудита выработать эффективные механизмы обеспечения защиты предпринимательства от возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Офис Генпрокурора совместно с министерствами цифровой трансформации и юстиции также получили рекомендацию обеспечить разработку аналитического модуля в Единый реестр досудебных расследований с возможностью публичного доступа к аналитическим обобщенным данным деятельности правоохранительных органов и модуля подачи онлайн жалоб от предпринимателей.
Ранее, в середине декабря, общественный союз "Манифест 42" обратился к президенту Украины с призывом проработать и внести в Раду два законопроекта – про введение моратория на арест счетов и "маски-шоу с участием силовиков" на период действия военного положения с исключениями только для дел, касающихся национальной безопасности, а также про предоставление адвокатам дополнительных инструментов защиты предпринимателей, против которых возбуждены уголовные дела, и ограничения для правоохранителей в сферах, где наблюдается больше злоупотреблений.
Помимо того, бизнес отмечал, что данное летом прошлого года со стороны власти обещание консолидировать функции правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями в одном органе – БЭБ вместе с его перезагрузкой пока не выполнено.