Предложенное требование раскрытия маркетинговых договоров вызывает недоумение среди международного фармсообщества - Санофи
Предложенное Министерством здравоохранения требование полного раскрытия содержания маркетинговых договоров с аптеками вызывает недоумение среди международного фармацевтического сообщества, сообщила менеджер по связям с органами государственной власти "Санофи" в Украине Наталья Барановская.
"Такой пункт нового порядка (предложенного Минздравом - ИФ-У), как полное раскрытие маркетинговых договоров, вызвал значительное удивление среди международного фармацевтического сообщества. Мы специально проанализировали соответствие предложенных норм европейской практике, в частности, во Франции, и не обнаружили аналогичных требований по обязательному раскрытию детальной коммерческой информации, в том числе и для производителей ОТС-препаратов", - сказала она агентству "Интерфакс-Украина", комментируя предложения Минздрава по урегулированию маркетинга на фармацевтическом рынке.
Барановская отметила, что "фактически на фармоператоров рынка накладывается обязанность подавать в Гослекслужбу подробную информацию о каждом заключенном маркетинговом договоре и услугах продвижения с последующей ее публикацией для широкой общественности".
"Такая практика не является типичной для стран ЕС, а сама информация имеет признаки коммерческой чувствительности, которая не подлежит открытому разглашению", - сказала она.
Эксперт отметила, что на сегодня финальный текст предложенных Минздравом правил маркетинга лекарственных средств Минздравом по состоянию на 5 июня не обнародован, впрочем "были неоднократные обсуждения".
Она также подчеркнула, что "Санофи" работает в рецептурном сегменте, в котором "вопрос ограничения маркетинговых платежей в процентном выражении в целом не является актуальным".
"Мы не заказываем никакой маркетинговой деятельности и услуг по продвижению лекарственных средств, других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю в местах осуществления розничной торговли лекарственными средствами, то есть в аптеках", - сказала она.
Кроме того, Барановская отметила, что полный запрет маркетинга на розничном фармрынке действует с марта.
"Мы имеем три месяца полного отсутствия маркетинговой активности в аптеках. Поэтому, прежде чем внедрять новые подходы, целесообразно проанализировать причинно-следственные связи и экономические последствия уже действующих ограничений", - сказала она, комментируя влияние маркетинговых ограничений на цены на лекарства.
Со своей стороны, руководитель юридического департамента "Санофи" в Украине Александр Янев, отметил, что "отношение категории "услуги по продвижению" к взаимоотношениям между производителями и аптечными учреждениями является концептуально ошибочным", а "введениенового регулирования относительно обязанностей субъектов хозяйствования в сфере реализации лекарственных средств, в частности, определение терминов "услуги по продвижению" и "договоры, предметом которых является предоставление услуг по продвижению", являются терминологически неопределенными и юридически несогласованными, все это "вызывает обоснованное беспокойство у профессионального сообщества".
"Формулировки, закрепленные в законе (о лекарственных средствах - ИФ-У), противоречат базовым принципам отраслевого регулирования. В частности, в действующей практике осуществления промоционной деятельности заключение договоров с аптечными учреждениями не является необходимым или нормативно предусмотренным. Промоция лекарственных средств по своей сути - это системная деятельность медицинских представителей фармкомпаний для информирования профессиональной аудитории, а не для предоставления услуг, которые могли бы быть формализованы в хозяйственно-договорном поле между аптеками и производителями", - сказал он.
Янев подчеркнул, что "европейская регуляторная традиция четко разграничивает продвижение и маркетинг".
Вместе с тем, в добросовестной практике (goodpractics - ИФ-У) продвижение предусматривает профессиональное взаимодействие исключительно с врачами и фармработниками, зато пациент как адресат информации исключается, а реклама к этой деятельности не относится. При этом вопрос промоционной деятельности уже урегулирован в законе "О лекарственных средствах" № 2469-IX от 28 июля 2022 года, который, хотя и не введен в действие, является более продуманным в части определений и принципов взаимодействия. Кроме того, Минздрав разрабатывает руководство по надлежащей практике продвижения, которое гармонизировано с европейскими подходами.
По оценке Янева, последние редакции проекта Порядка предоставления маркетинговых услуг и услуг по продвижению, связанных с реализацией лекарственных средств в местах розничной торговли, которые предусматривают ограничение расходов производителей/импортеров на основании договоров с аптеками до 2% объема реализации, только усложняют правоприменение, не решая никакой практической проблемы.
"Более того, оно создает правовую фикцию: аптека становится поставщиком "промоутерской услуги", которая не соответствует ее функциональному статусу", - сказал он.
Янев подчеркнул, что "применение категории "услуги по продвижению" к взаимоотношениям между производителями и аптечными учреждениями является концептуально ошибочным".
"Оно не только не соответствует устоявшейся профессиональной практике, но и создает новые риски - как правовые, так и комплаенс-риски. В долгосрочной перспективе такое регулирование потребует коррекции или гармонизации с уже принятыми, но еще не действующими нормативными актами", - сказал он.