ХАРП считает дискриминационными условия тендеров ЗЭРЗ на подшипники
Входящий в индустриальную группу "УПЭК" Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), производитель подшипников по полному циклу, считает дискриминационными условия тендеров Запорожского электровозоремонтного завода (ЗЭРЗ) на закупку подшипников, сообщается на сайте предприятия.
"Основная проблема – это условия формирования в тендере цены, расчетов и сроков поставки. Даже если украинский производитель предлагает самую выгодную цену, он может проиграть тендер из-за несогласия на оплату в течение 90 рабочих дней (а это 130 календарных) или из-за несоответствия сроков поставки, практически невозможных для выполнения в условиях войны", - отмечают в пресс-службе.
При этом напоминается, что производственный цикл украинских подшипников минимум 50-60 календарных дней, тогда как тендерные условия зачастую требуют поставки в течение пяти дней, что может обеспечить либо поставщик импортных подшипников, либо предприятие, собирающее подшипники из импортных деталей, к тому же, в отличие от ХАРП, заранее располагающие информацией о потребностях и сроках поставки.
Помимо этого условия договора, предложенного "ЗЕРЗ", предусматривают возможность задержки оплаты на 90 рабочих дней в случае несообщения о времени прибытия товара, что является значительным риском для поставщиков в условиях военного положения.
Кроме того, отмечается, что ЗЭРЗ продолжает объявлять тендеры на закупку подшипников, где в одном лоте объединены выпускаемые ХАРП подшипники с теми, которые не выпускаются, что создает дискриминационные условия и отсекает ХАРП от участия в тендерах.
Агентству "Интерфакс-Украина" в пресс-службе завода добавили, что за январь-август 2024 года ЗЕРЗ приобрел подшипников на сумму почти 33,5 млн грн и ожидается подписание договора еще на 6,1 млн грн.
"При этом на некоторые подшипники стоимость завышена почти на 190%, т.е. можно представить, сколько переплачивает ЗЕРЗ за приобретение китайских подшипников, или собранных из китайских запчастей", - отметили в пресс-службе.
ХАРП специализируется на производстве шариковых подшипников общепромышленного назначения и роликовых подшипников для железнодорожного транспорта. Его продукция также используется в автомобильной, горнодобывающей и электротехнической промышленности, металлургии.
Согласно последним данным, которыми располагает ресурс Clarity Project, в 2022 году завод получил 561 млн грн убытка – вдвое больше, чем годом ранее, при падении выручки вдвое – до 176,5 млн грн. Данными о текущей финансовой ситуации на предприятии агентство не располагает.
По данным госреестра судебных решений, в марте 2023 года было возбуждено дело о банкротстве АО "ХАРП" по заявлению ЧАО "Харьковэнергосбыт", задолженность перед которым превысила 26 млн грн.
УПЭК – частная компания, специализирующаяся в машиностроительном бизнесе. Конечным бенефициаром является экс-депутат Верховной Рады (8 созыва) Анатолий Гиршфельд.
ЗЭРЗ входит в структуру АО "Укрзализныця".