Атаки РФ на портовую инфраструктуру не повлияли на работу Украинского морского коридора, - замминистра
Российские атаки на портовую инфраструктуру не повлияли на работу "Украинского морского коридора" – черноморские порты работают в штатном режиме, на подходах к ним - 85 судов, заявил агентству "Интерфакс-Украина" заместитель министра развития громад и территорий Тимур Ткаченко.
"Агрессия врага и обстрелы не повлияли на работу самого "морского коридора". Сейчас порты продолжают работать в штатном режиме, однако мы не можем быть уверенными в дальнейших атаках и их последствиях. Мы также фиксируем рост показателей, если сравнивать с прошлым годом", - говорится в его ответе на запрос агентства.
Только за первые 10 дней октября объем экспорта по "морскому коридору" достиг 2,1 млн тонн, из которых 1,5 млн тонн – зерновые.
Для сравнения: за весь октябрь 2023 года через черноморские порты было экспортировано 1,9 млн тонн, из этого объема 1,4 млн тонн – зерновые.
По последним данным, в украинские порты направляются 85 судов.
"Россияне не оставляют надежд сорвать работу "морского коридора". Мы все понимаем: их главная цель - полностью лишить нас возможности экспорта и таким образом повлиять на экономику Украины. Должны понимать, что эти атаки ощущаются в разных уголках мира, куда поставляется наше зерно. Хотя ситуация с атаками на гражданские суда остается напряженной", - сказал Ткаченко.
По словам замминистра, объекты критической инфраструктуры защищены инженерными сооружениями. Речь идет о подходных каналах, причалах, трансформаторных подстанциях, зданиях и дизель-генераторных установках. По рекомендации Генштаба ВСУ объекты морских портов в Черном море обеспечены боновыми заграждениями.
Кроме того, для защиты объектов энергетической инфраструктуры портов используются габионы и железобетонные блоки, которые не позволяют вражеским воздушным и морским дронам достичь целей.
"Однако даже с этими средствами враг может применить ракеты различного типа, именно для этого нам нужен комплексный подход к обеспечению безопасности людей и инфраструктуры. Защита должна быть усилена средствами противовоздушной обороны при поддержке наших партнеров", - указал Ткаченко.
В Украине введен и продолжает действовать механизм гарантирования, который предусматривает гарантии возмещения вреда, причиненного в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, в том числе операторам и/или владельцам судов и судов внутреннего плавания во время пребывания таковых в территориальном море страны. В то же время по состоянию на сегодня выплаты по механизму не осуществлялись, уточнил он.
Как сообщалось, в результате очередной атаки РФ на портовую инфраструктуру 14 октября один человек погиб, повреждения получили два гражданских судна. Повреждения получили склад зерновых, грузовые краны, складские помещения, техника, здания филиала Администрации морских портов, автомобили.
Ранее вице-премьер-министр по восстановлению - министр развития громад, территорий и инфраструктуры Алексей Кулеба заявил, что РФ пытается уничтожить экспортный потенциал Украины постоянными атаками на морскую инфраструктуру.
По его словам, за последние три месяца враг совершил почти 60 таких атак. Их следствием стало повреждение и уничтожение почти 300 объектов портовой инфраструктуры, 177 транспортных средств и 22 гражданских суден. Пострадали 79 гражданских. Среди них работники портов, логистических компаний и экипажи судов.
Как сообщалось, в ночь на 10 октября Россия баллистическими ракетами ударила по портам Одессы. Погибли восемь человек, 11 получили ранения. Кроме того, пострадал контейнеровоз, на борту которого были 45 контейнеров с фасованным подсолнечным маслом, которое было гуманитарным грузом по заказу ООН для снабжения Палестины.
По последним данным, объем экспорта через украинский морской коридор с начала его работы достиг уже 75 млн тонн грузов, из которых 50,1 млн тонн - продукция украинских аграриев.