Программа УЗ-3000 будет работать в 2026г. в январе-феврале и октябре-ноябре, будет иметь ограничения до 4 поездок
"Укрзализныця" (УЗ) планирует, что новая программа "УЗ-3000" бесплатных пассажирских перевозок будет касаться рейсов в наименее загруженные периоды - январь-февраль и октябрь-ноябрь 2026 года, сообщил председатель правления Александр Перцовский во время презентации запуска программы "УЗ-3000" в пятницу.
"Механика проста: мы используем места, которые и так не продаются, они идут пустые, и даем возможность людям использовать их без дополнительных затрат для государства. Пассажир фактически рассчитывается километрами, а не деньгами", - пояснил он.
По его словам, при бронировании пассажиры будут видеть в приложении перечень доступных маршрутов и рейсов, на которых есть свободные места, и смогут оформить поездку за километры. На одного пассажира будет установлено ограничение до четырех таких поездок.
Во избежание злоупотреблений и перепродажи билетов УЗ планирует применять персональную идентификацию пассажиров в рамках программы: преимущественно через приложение "Дія", а для тех, кто не пользуется им - через систему авторизации BankID.
Что касается пассажиров пожилого возраста, компания рассматривает возможность привлечения общественных организаций для помощи с регистрацией и оформлением билетов в рамках программы, пояснил Перцовский.
В компании отмечают, что программа направлена на увеличение фактического количества перевезенных пассажиров, расширение мобильности и разгрузки пиковых периодов продажи билетов.
По оценкам УЗ, около 100 тыс. пассажиров смогут воспользоваться железнодорожными поездками на льготных условиях в рамках программы в непиковые месяцы. Старт "УЗ-3000" запланирован на 1 декабря 2025 года.
В рамках программы можно будет оформлять поездки только в плацкарте и купе. Билеты первого класса и СВ участия в "УЗ-3000" участвовать не будут, зато на эти классы будет введено динамическое ценообразование: чем раньше пассажир будет покупать билет, тем ниже будет стоимость. За счет этого УЗ планирует компенсировать потенциальный фискальный эффект программы. По оценкам компании, в худшем случае возможные потери доходов могут составить около 400 млн грн, однако они будут перекрыты за счет цен на высшие классы перевозок.
По оценкам УЗ, существенный объем пассажиров готов переносить свои поездки с пиковых месяцев на период низкого спроса, если получит стимулы. Кроме того, ожидается, что модель будет иметь дополнительный мультипликационный эффект для других секторов экономики, в частности туристических регионов в низком сезоне, а пассажиры с невысокими доходами смогут реализовать отложенные путешествия по стране.