Большинство украинцев считает, что целью РФ в войне является уничтожение украинской нации – опрос КМИС
Почти две трети украинцев (60%) считают, что целью российской агрессии является уничтожение украинского народа, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии.
"Большинство украинцев – 60% – считают, что Россия стремится уничтожить украинскую нацию (34%) или даже осуществить физический геноцид большинства населения (26%). Еще 6% украинцев считают, что Россия хочет покорить все территории, хотя и оставить им культурную автономию в составе России", - указывается в отчете по итогам исследования, обнародованном в четверг.
Ещё 12% украинцев считают, что Россия стремится сменить власть и создать марионеточное государство, которое будет слушаться по всему Россию. Только 7% украинцев считают, что агрессор стремится сохранить за собой уже оккупированные территории и действительно не претендует на всю или большинство территорий Украины.
"Кроме этого, один из вариантов ответов был сформулирован таким образом, чтобы быть приближенным к российской пропаганде, а именно – проведение денацификации и демилитаризации Украины без посягательств на независимость Украины. Только 5% респондентов выбрали этот вариант", - отмечают исследователи.
Во всех регионах больше респондентов (62% на Западе и в Центре, 56% на Юге и 49% на Востоке) считают, что Россия стремится уничтожить украинскую нацию или даже осуществить физический геноцид. Причем третья часть населения во всех регионах чувствует, что Россия хочет физически уничтожить большинство населения.
Ответы от геноцида к созданию послушного марионеточного государства фактически означают, что по ощущениям респондентов Россия не достигла цели, то есть будет продолжать свои агрессивные действия. В зависимости от региона доля респондентов, которые так считают, колеблется от 85% на Западе до 61% на Востоке.
"То есть большинство населения во всех регионах понимает, что Россия не стремится останавливаться в своих действиях", - отмечается в исследовании.
В то же время, с Запада на Восток с 3% до 13% растет доля тех, кто считает, что Россия не претендует уже на большинство территорий Украины и стремится лишь сохранить за собой уже оккупированные территории.
Отмечается также, что на Востоке относительно больше тех, кто считает, что Россия хочет "денацифицировать" и демилитаризировать Украину без посягательств на независимость – 11% против 3-6% в других регионах. Вместе с этим на Юге и Востоке соответственно 16% и 15% респондентов затруднились ответить на вопрос и, возможно, часть из них уклонились от ответа намеренно, чтобы не выражать свою пророссийскую позицию.
"Однако даже если определенная часть действительно занимает пророссийскую позицию, это все равно означает, что такие жители составляют абсолютное меньшинство в регионе. То есть, в любом случае, большинство жителей Юга и Востока имеют вполне проукраинские взгляды", - считают исследователи.
Хотя русскоязычные украинцы несколько реже говорили о намерениях России уничтожить украинскую нацию, но и среди них 62% считают, что у России есть нереализованные враждебные намерения, которые будут продолжаться. В частности, 37% считают, что Россия стремится уничтожить украинскую нацию или убить большинство украинцев.
Кроме этого, только 7% русскоязычных украинцев разделяют российский нарратив, что Россия просто хочет "денацифицировать" и демилитаризировать Украину без посягательства на ее независимость.
Исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий отметил, что во всех регионах страны жители понимают экзистенциальный характер войны России против Украины.
"В мае 2023 года 78% украинцев имели близких или знакомых, погибших или раненых в результате вторжения. Большинство из них имеют кого-то, кто сейчас проходит службу в Силах обороны. Миллионы украинцев вынуждены были покинуть Украину и миллионы стали вынужденно перемещенными лицами внутри Украины. Боль и слезы – ежедневные реалии украинцев во всех регионах. Осознание украинцами разрушительных и убийственных стремлений России и россиян является мощным фактором, сохраняющим устойчивость понимания, что борьбу нужно продолжать. Можно иметь разные стратегические и тактические взгляды на ведение борьбы (например, стоит ли идти на переговоры, какие компромиссы более или менее допустимы и т.д.), однако украинцы сохраняют единство в вопросе, что мы должны продолжать давать отпор жестокому врагу", - подчеркнул он.
Кроме того, результаты опроса, считает он, должны дать очередное недвусмысленное объяснение западным партнерам, почему украинцы не хотят "любого" мира с Россией.
"Украинцам не нужен "любой" мир – украинцы просто хотят выжить. Поэтому нужен мир, который давал бы гарантии, что война не будет повторяться раз за разом с захватом все новых территорий, пока от Украины ничего не останется", - заключил Грушецкий.
Опрос проводился с 16 по 22 мая 2024 года. Методом интервью (computer-assisted telephone interviews, CATI) на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров (со случайной генерацией телефонных номеров и последующим статистическим взвешиванием) опрошено 1067 респондентов, проживающих во всех регионах Украины (подконтрольная правительству Украины территория). Опрос проводился со взрослыми (в возрасте 18 лет и старше) гражданами Украины, которые на момент опроса проживали на территории Украины, контролируемой правительством Украины. В выборку не включались жители территорий, которые временно не контролируются властями Украины (в то же время с 1067 респондентов 22 до 24 февраля 2022 года проживали на оккупированной территории), а также опрос не проводился с гражданами, выехавшими за границу после 24 февраля 2022 года.
Формально при обычных обстоятельствах статистическая погрешность такой выборки (с вероятностью 0,95 и с учетом дизайн-эффекта 1,1) не превышала 3,4% для показателей, близких к 50%, 3,0% для показателей, близких к 25%, 2,1% – для показателей, близких к 10%, 1,5% – для показателей, близких к 5%.
В условиях войны кроме указанной формальной погрешности добавляется определенное систематическое отклонение. В целом полученные результаты все равно сохраняют высокую репрезентативность и позволяют достаточно надежно анализировать общественные настроения населения.