Международный институт свободы представил Индекс экономической безопасности 2025: Украина остается в «оранжевой зоне» рисков
Международный институт свободы презентовал в Киеве обновленный Индекс экономической безопасности 2025 года, согласно которому Украина с общим показателем 33,4 балла из 100 возможных продолжает находиться в «оранжевой» зоне повышенных рисков; результат несколько хуже прошлогоднего показателя в 35,2 балла.
Президент Международного института свободы Ярослав Романчук пояснил, что индекс построен на основе 60 показателей, сгруппированных в восемь блоков — от качества правовых и институциональных рамок и макроэкономической политики до регуляторной среды, социальных факторов, нематериальных активов и инфраструктуры.
«Наш индекс экономической безопасности — это, по сути, матрица для главного тренера команды “Украина” в экономике: он показывает, где страна уязвима, где имеет резервы и какие конкретные показатели следует подтянуть, чтобы выйти в зеленую зону безопасности», — отметил он на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в среду.
По словам Романчука, в методологии индекса выделены четыре уровня экономической безопасности: красная зона (наименьшие значения показателей), две промежуточные группы и зеленая зона, которая соответствует уровню стран с развитыми институтами и устойчивой экономикой. К зеленой группе, в частности, отнесены Финляндия, Германия, Израиль и США, которые демонстрируют результаты свыше 70 баллов из 100.
«С 2024 года мы имеем небольшое, но показательное ухудшение — с 35,2 до 33,4 балла, и это означает, что Украина хронически находится в оранжевой зоне экономической безопасности с высокими рисками. По нашим расчетам, если бы страна на протяжении последних десятилетий жила в зеленой зоне, ВВП в 2025 году был бы на 750–800 млрд долл. больше — это цена, которую украинцы уже заплатили за отсутствие системной политики экономической безопасности», — добавил Романчук.
Он подчеркнул, что наиболее уязвимым элементом экономической безопасности Украины остается макроэкономическая политика — монетарная, фискальная, налоговая и бюджетная, которые входят в «красную» зону.
«Когда фундаментальные макроэкономические параметры, отвечающие за рост, оказываются в красной зоне, никакие декларации о 7–10% роста в год не могут быть реализованы. Без изменения модели экономической политики мы не получим ни производительности, ни ресурсов для повышения пенсий, развития инфраструктуры и, главное, достаточного финансирования Вооруженных сил», — подчеркнул президент ILI.

Отдельно Романчук назвал главной угрозой национальной экономической безопасности «функционал, размер и дискрецию государства» в экономике.
«Именно государство, которое контролирует около 70% ВВП без надлежащего аудита эффективности, становится источником наибольшей опасности — мы видим это на примере многочисленных коррупционных скандалов в госсекторе. Государство общего интервенционизма ослабляет любую экономику — и Украина здесь не исключение», — подчеркнул он.
По словам Романчука, по итогам 2025 года лучше всего выглядит блок «Правовые институты» — 48 баллов из 100, что отражает сохранение демократического режима, общественное давление и реакцию на коррупционные скандалы. В то же время макроэкономика и экономическая политика в целом остаются самым слабым звеном, тогда как регуляторная нагрузка, по оценке индекса, составляет 15–17% ВВП, или около 32–35 млрд долл. в год.
Директор Международного института свободы Михаил Камчатный напомнил, что базой для Индекса стала представленная в прошлом году концепция национальной экономической безопасности Украины, исходящая из человекоцентричной модели — когда в центре системы находится не государство, а человек.

«Мы исходим из того, что экономическая безопасность должна строиться на защите прав и свобод человека, его имущественных прав, равных возможностей в труде и предпринимательстве. А это требует четких правовых и институциональных рамок, которые ограничивают функции, размер и полномочия государства в экономике», — отметил Камчатный.
Он охарактеризовал предлагаемые ILI ограничения как «смирительную рубашку для правительства», которая должна быть закреплена в законодательстве, желательно на конституциональном уровне.
«Мы предлагаем установить предельный уровень государственных расходов на уровне 25% ВВП, инфляции — 2% и доли государственных активов — не более 10%, тогда как сегодня по каждому из этих параметров показатели в разы хуже. Без такой “рубашки” система будет постоянно скатываться к кризису и коррупции», — отметил директор института.
В свою очередь, основатель социологической компании Active Group Андрей Еременко представил результаты опроса о восприятии гражданами экономической безопасности.
«Когда мы задаем людям любой вопрос о том, каковы главные проблемы в стране, на фоне всегда стоит война, а внутреннюю проблему респонденты сводят к двум вещам — экономической и коррупционной. Эти две проблемы в сознании людей очень тесно связаны между собой», — подчеркнул социолог.
Еременко отметил, что на этом фоне формируется мощный общественный запрос на сокращение государственного аппарата и подотчетность чиновников. «Люди видят коррупционные скандалы на национальном и местном уровне и хотят справедливости. Поэтому в любом опросе на вопрос, что делать с государственным аппаратом, большинство отвечает: его нужно сокращать, а чиновник ассоциируется с коррупционером, которого нужно не просто уволить, но и наказать», — подчеркнул социолог.
В то же время, по его словам, такая оценка является обобщением и «далеко не все чиновники являются коррупционерами».

По мнению эксперта, результаты исследования демонстрируют готовность украинцев к большей экономической свободе, но при условии понятных «правил игры» и защищенности от злоупотреблений со стороны государства.
«Люди ожидают от государства не только социальной поддержки, но и безопасности — в том числе безопасности от самого государства, от непредсказуемых решений и коррупционных практик», — подвел он итог.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что рекомендации, вытекающие из Индекса экономической безопасности 2025 года, должны стать одним из ориентиров для формирования политики следующего правительства, а сам документ и подготовительные материалы доступны на сайте Международного института свободы.
Полный отчет и сокращенная презентация доступны на сайте Международного института свободы.